Защита жертв вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
Оглавление:
- Обязательство соблюдения норм международного гуманитарного права в защиту жертв войны Текст научной статьи по специальности «Право»
- Международное гуманитарное право о защите жертв войны
- Доклад на тему: «Международное гуманитарное право»
- Основы международно-правовой защиты жертв войны
- Финлянд и Я online
- Защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов в рамках международного права Текст научной статьи по специальности «Право»
- Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов
Обязательство соблюдения норм международного гуманитарного права в защиту жертв войны Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье рассматриваются Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним, устанавливающие основные принципы и нормы международного гуманитарного права. Акцентируется специфика правовой природы данных актов, которые воплощают в себе взаимодействие двух основных источников международного права договорного и обычного, причем последнее приобретает особое значение в случаях серьезных нарушений международного права. Автор дает характеристику ст.
1, общей для всех рассматриваемых конвенций, которая закрепляет основное обязательство государств соблюдать нормы гуманитарного права и обеспечивать их уважение другими странами.
Это обязательство является базовым принципом международного гуманитарного права, защищающим человеческие ценности в период вооруженных конфликтов, который должен соблюдаться при любых обстоятельствах.
Универсальность в данном случае означает, что контроль за выполнением норм гуманитарного права не ограничивается только национальным уровнем. Международная судебная практика также идет по пути признания норм гуманитарного права нормами jus cogens. Особое внимание в статье уделено характеристике правовых средств защиты населения в условиях вооруженных конфликтов; рассмотрено правовое положение различных категорий лиц, находящихся под покровительством международного гуманитарного права в условиях как международных, так и внутренних конфликтов.
Поднят вопрос о роли норм международного гуманитарного права в противодействии терроризму.
Международное гуманитарное право о защите жертв войны
Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными.
В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен ими. Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, больных, чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.
Международное гуманитарное право предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергались опасности в случае нападения противника на военные объекты.
Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой международного гуманитарного права. Такая защита обеспечивается и в том случае, если: а) личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых или больных; б) ввиду отсутствия вооруженных санитаров формирование или учреждение охраняется пикетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные еще по принадлежности; г) в формировании или учреждении находятся личный состав и имущество ветеринарной службы,
Современные проблемы международной защиты жертв вооруженных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»
Это касается, например, правил, предусматривающих защиту гражданского населения от воздушных и/или артиллерийских бомбардировок: эти нормы можно рассматривать как составную часть права войны в воздухе, а значит — права ведения военных действий.
С точки зрения Франсуа-Бернара Уига, появление новых игроков, не являющихся государствами, новых типов оружия и новых идеологических притязаний способствует распространению смешанных или неопределяемых вооруженных конфликтов [6].
По мнению российского конфликтолога Д.М.
Фельдмана, существует более 70-ти определений конфликта [7]. «Нормальными и естественными для международных отношений, — пишет Л.М.
Энтин, — являются лишь противоречия.
Разрешение их через международный конфликт не только не обязательно, но и вредно, пагубно, недопустимо.
Превращение противоречий в конфликты свиде- тельствует о низком уровне политической культуры, неумении или нежелании добиться разрешения противоречий цивилизованными средствами, которые были зафиксированы еще в конвенциях 1899 и 1907 гг.
о мирном разрешении международных столкновений» [8]. В последнее время термин «конфликт» употребляется в сочетании с определением «вооруженный», обозначая одно из основных понятий международного гуманитарного права
Доклад на тему: «Международное гуманитарное право»
Женевскими конвенциями были установлены международные обозначения лагерей военнопленных и полевых госпиталей.
Правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт. Территория нейтральных государств считается неприкосновенной.
Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи.
Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.
Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону. В настоящее время постоянно-нейтральными государствами являются Мальта, Туркменистан, Лаос, Камбоджа, Австрия, Швейцария. —————— В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и некомбатантами (несражающимися).
Лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта,
Международное гуманитарное право и защита жертв вооружённых конфликтов. Запрещённые способа и средства ведения боевых действий
Он закреплен в основных источниках права вооруженных конфликтов и оказывает действие на все сферы вооруженной борьбы. Его содержанием является запрещение воюющим применять насилие, которое не оправдывается военной необходимостью.
Он охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся ее средств и методов, а также защиты всех категорий жертв войны. Другим основным принципом международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, является принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации. Он предусматривает, что с индивидами, находящимися под защитой права вооруженных конфликтов, следует обращаться без дискриминации по причинам расы, пола, национальности, языка, религии, имущественного и социального положения, политических или иных убеждений или другого статуса, либо других аналогичных критериев.
«воюющие не пользуются неограниченным правом а выборе средств нанесения вреда неприятелю»
. Актуальность этого принципа многократно подтверждалась решениями международных конференций.
Так, например, резолюция Г аморальной Ассамблеи ООН № 2444 от 19 декабря 1968 года подтвердила этот принцип, подчеркнув, что
«право сторон, участвующих в конфликте, прибегать к различным средствам поражения противника не является неограниченным»
. Содержание этого принципа раскрывается в отдельных нормах, которые устанавливают общие и специальные запреты на применение определенных видов оружия как против военных, так и против гражданских объектов, способных причинить излишние повреждения или страдания. Другим специальным принципом является принцип защиты жертв войны и гражданских объектов.
Основы международно-правовой защиты жертв войны
Они могут обратиться к местным жителям с просьбой подобрать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем. Для этого лицам, которые изъявили желание выполнять подобную работу, должна быть оказана необходимая помощь и выделены льготы. Для военных властей предусмотрена обязанность давать возможность даже в районах вторжения или оккупированных районах гражданам страны и благотворительным обществам подбирать раненых и больных, по собственной инициативе осуществлять уход за ними.
Помогающие лица не могут быть подвержены преследованию или быть осужденными за перечисленные действия. Конфликтующие страны обязаны по возможности регистрировать информацию о лицах, которые попали в плен и были ранены, больны. Это осуществляется для последующей передачи в установленном порядке их стране, гражданами которой они являются.
МГП предписывает воюющим странам формировать медицинские объединения (могут быть военными и гражданскими). Они используются с целью поиска, перевозки, лечения раненых и больных.
Их размещают так, чтобы не было опасности при нападении противника на один из военных объектов. Медицинский персонал, назначение которого состоит в розыске, транспортировке или лечении таких лиц, принадлежит исключительно к администрации санитарных объединений и должен охраняться нормами МГП.
Санитарные формирования и их личный состав в своих правах равен личному составу добровольческих обществ помощи. Последние уполномочены своим правительством. Также это могут быть организации Красного Креста и прочие национальные общества, которые им соответствуют.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание Особенности защиты военнопленных Защита жертв войны состоит в обязательстве воюющих лиц обеспечить правовой режим для военнопленных.
МГП содержит положение о том, что любой комбатант, который попадает во власть противной стороны неприятеля, может являться военнопленным.
Иначе говоря, правами военнопленных могут пользоваться лица, которые
Проблемы защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера Текст научной статьи по специальности «Право»
92]. М. Сагер считает, что конфликты немеждународного характера играют незначительную роль в кодификации международного гуманитарного права [3, с.
26]. Это связано, в первую очередь, с абсолютным нежеланием любого государства допускать международное вмешательство во внутренние дела, что расценивается как нарушение государственного суверенитета. Именно право соответствующего правительства по своему усмотрению решать внутренние проблемы и является основным атрибутом суверенитета.
Тем не менее, в ряде случаев международное гуманитарное право распространяется и на ситуации вооруженного противостояния внутри страны. Это стало возможным благодаря осознанию многими государствами того факта, что во время гражданских войны возможны ничуть не меньшие трагические последствия в виде жертв, страданий и разрушений, чем во время войн между государствами. Это в полной мере подтвердили гражданская война в нашей стране 1918-1920 годов, гражданская война в Испании 1936-1939 годов, которые привели к гибели миллионов человек, прежде всего из числа мирного населения.
Одним из первых на проблему защиты мирного населения обратил внимание известный во всем мире российский дипломат, ученый, юрист-международник Ф.
Ф. Мартенс. Выдвинутый им при подготовке к Первой Гаагской конференции мира 1899 года тезис (названный впоследствии «оговоркой Мартенса») содержал призыв о том, что в случаях, не предусмотренных принятыми постановлениями, население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания [4, с. 163]. Международное сообщество наделило данную оговорку юридической силой, включив ее в сначала в преамбулу Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (подписана в Гааге в 1907 г.), а затем и в ряд других международных договоров, регулирующих вопросы гуманитарного права.
Первым шагом на пути защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного
Финлянд и Я online
к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны; Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.; Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г.
и I, II, III протоколы к ней.
Положения и нормы международного гуманитарного права базируются на едином понимании всеми государствами и их гражданами, прежде всего из состава вооруженных сил, сущности и содержания основных субъектов, объектов и процессов, которые являются неотъемлемыми составными частями такого сложного социального явления, как война или вооруженный конфликт.
Поэтому в содержании основных документов международного гуманитарного права всегда присутствуют определения тех или иных ключевых понятий, характеризующих те или иные субъекты военного конфликта, а также те или иные его стороны и отношения между ними. К основным субъектам международного гуманитарного права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант», а также «лицо, находящееся под защитой», статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним. При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом, в кратчайшие сроки покинули его территорию.
К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут быть приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования. Нейтралитет Нейтралитет — правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт.
Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г. Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим
Проблемы соблюдения норм международного гуманитарного права в условиях вооруженного конфликта Текст научной статьи по специальности «Право»
Гаагские конвенции (Гаагские правила сухопутной войны) 1899 и 1907 гг.
Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Конвенция I) Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II) Женевская конвенция 1949 г. об обращении с военнопленными (Конвенция III) Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV) Гаагская конвенция 1954 г.
о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (8 июня 1977 г.) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) (8 июня 1977 г.) Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду Конвенция 1980 г.
о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (с протоколами: I — о необнаруживаемых осколках, II — о минах и минах-ловушках; III — о зажигательном оружии; IV — о лазерном ослепляющем оружии) Конвенция 1997 г. о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.
Конституция Российской Федерации Военная доктрина Российской Федерации Законы «Об обороне», «О гражданской обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе» «О статусе военнослужащих», Приказ министра обороны № 75 от 19 февраля 1990 г.
Защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов в рамках международного права Текст научной статьи по специальности «Право»
В связи с разрастанием вооруженных конфликтов в современном мире после Второй мировой войны возникла необходимость правового регулирования правил ведения боевых действий. На этой основе Женевская конвенция в 1977 года была дополнена двумя Дополнительными протоколами: • Дополнительный протокол от 8 июня 1977 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I, далее — ДП-1); • Дополнительный протокол от 8 июня 1977 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II, далее — ДП-П).
В соответствии со ст. 48 ДП-1 для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов конфликтующие стороны, находящиеся в районе вооруженного противостояния, должны беспрерывно проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между объектами гражданскими и военными. Объекты гражданского назначения ни в коем случае не должны быть целью нападения или репрессалий и в силу своего назначения должны обладать иммунитетом от посягательства в период вооруженных конфликтов со стороны участников конфликта для обеспечения жизнедеятельности и существования населения как в период вооруженных конфликтов, так и после окончания военных действий. При этом согласно ст. 52 ДП-1 к военным объектам относятся те, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия по достижению желаемых результатов.
К гражданскому населению согласно ч. 1 ст. 50 ДП-1 к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. 1 Вступила в силу 21 октября 1950 года и действует под эгидой Международного комитета красного креста.
относятся лица, не принадлежащие ни к одной из категорий лиц, указанных в статье 4 А, (1, 2, 3 и 6) Третьей конвенции и в статье 43 Протокола 1, принятом на дипломатической конференции в Женеве 8 июля 1977 г.
При возникновении сомнений в условиях вооруженных конфликтов относительно того, является ли какое-либо лицо, находящееся в районе вооруженного противостояния, гражданским лицом, согласно указанному Протоколу оно признается таковым.
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов
Только за январь 1942 г.
из Харькова поступили сведения о казни 370 заложников качестве репрессий за действия партизан». Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.
Международным гуманитарным правом предусмотрены ограничения ведения военных действий.
Ограничения по объектам нападения представлены на схеме 40. Международным гуманитарным правом установлены также ограничения по средствам и методам ведения военных действий. Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования правовой базы их использования. Так, например, применение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию особой опасности этого вида оружия и его запрещению в 1925 г.1 Принятые в конце XIX — начале XX в.
документы, касающиеся ограничения средств и методов ведения военных действий, по мере возникновения новых типов вооружения были дополнены положениями конвенций, преимущественно направленных на запрещение бактериологического и химического оружия или средств воздействия на окружающую среду. 1 Женевский Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, токсических или им подобных газов и бактериологического оружия от 17 июня 1925 г. Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает: • Запрещение нападений неизбирательного характера.