Главная - Статьи - Судебная система суды прокуратура 20 е годы

Судебная система суды прокуратура 20 е годы


Судебная система как составная часть правовой системы Советского государства в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «Право»


«О революционных трибуналах»6, Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 28 января 1918 г. «О революционном трибунале печати»7 и др., определявшие виды органов советского правосудия, их подсудность и особенности судопроизводства по различным категориям дел. Особенности развития Советского государства в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. привели к тому, что в рассматриваемый период времени

«действовали три системы советских судебных органов: общие суды, территориальные революционные трибуналы и революционные военные трибуналы»

8.

Общие суды рассматривали все категории дел за исключением дел по особо тяжким преступлениям, которые выступали делами особой подсудности.

Такие дела, а именно: по контрреволюционным и иным тяжким преступлениям, рассматривались революционными трибуналами. Военные трибуналы осуществляли правосудие в Красной Армии, а также выносили приговоры врагам Советского государства.

Данные учреждения были созданы после начала Гражданской войны. Материалы Государственного архива Самарской области свидетельствуют, что трибуналы, действовавшие в условиях ожесточенной классовой борьбы Советского государства с буржуазией, выносили приговоры по всем категориям уголовных дел, а не только в отношении лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления9.

Материалы Государственного архива Самарской области свидетельствуют, что трибуналы, действовавшие в условиях ожесточенной классовой борьбы Советского государства с буржуазией, выносили приговоры по всем категориям уголовных дел, а не только в отношении лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления9. Исследование содержания вышеназванных источников, включая Конституцию РСФСР 1918 г.10, позволяет отметить, что в период с октября 1917 г.

и до окончания Гражданской войны советские суды не были законодательно выделены в самостоятельную подсистему советских учреждений. Вследствие отсутствия процессуальных кодексов правосудие осуществлялось на основе принципов революционного правосознания, классового подхода и целесообразности назначения наказания. Указанное сводило судопроизводство к

«устранению социальной неправды, к защите интересов пролетариата»

11, зачастую приводило к грубым судебным ошибкам и не всегда являлось объективным.

10 марта 1921 г. ВЦИК совместно с Советом народных комиссаров РСФСР приняли Положение

Судебная реформа 1922года.

Адвокатура, прокуратура, ГПУ.

Соответственно арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, назначаемых ЭКОСО.Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае 1931 года учрежден специальный административный орган – Государственный арбитраж. ГПУ.Второй шаг реформы правосудия заключался в ограничении полномочий чрезвычайных органов. Отныне единственными государственными учреждениями, обладавшими правом осуществлять судебное разбирательство и выносить приговоры, становились судебные органы.

6февраля 1922 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались.

Место ВЧК заняло Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК.

Первым руководителем нового органа стал бывший председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский. На местах создавались политотделы при губернских исполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой.

В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов.

Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение.

Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден.

Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК. Непоследовательность реформы проявилась в постепенном со временем расширении сферы деятельности ГПУ.

Создание советской

Развитие судебной системы в 30-е годы

В Положении присутствуют главы, нормы которых посвящены · прокуратуре, · коллегиям защитников, · следователям и судебным исполнителям (последние действуют при судах, в определенных случаях их функция может быть возложена на исполнительные органы Советов и органы милиции). Завершая характеристику судебной системы Советского Союза, следует также упомянуть о сохранении действия шариатских судов и о возложении судебных функций на туземные органы управления северных окраин РСФСР по особому списку, утверждаемому ВЦИК РСФСР. При этом допускаются необходимые отступления от общих судопроизводственных и материальных норм (пункт 1).

На ХV съезде ВКП(б) в 1927 году работа органов юстиции подверглась серьезной критике. Съезд указал на необходимость улучшения деятельности судебных органов по борьбе с бюрократизмом, привлечения к ответственности работников административного и хозяйственного аппарата, виновных в преступной бесхозяйственности, в недопустимых излишествах, чиновничьем отношении к делу.

30 января 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР», согласно которому Председатель Верховного суда одновременно стал и заместителем Народного комиссара юстиции РСФСР. Тем самым фактически завершилось непосредственное вхождение суда в состав советских госорганов не в качестве самостоятельного, а в качестве вторичного, подконтрольного административно-управленческому органу.

Такое положение de jurе существовало до 1936 года, пока не была принята новая Конституция СССР, согласно которой суд вышел из ведения НКЮ, а de facto сохранялось вплоть до распада СССР. В целом административно-командная роль органов юстиции по отношению к судам с каждым годом все более усиливалась.

В 1929 году (24 июня) принимается обновленное Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, отличительной чертой которого становится резкое усиление надзорных полномочий Верховного Суда СССР: ВС наделяется правом · давать директивы верховным

Судебная реформа 1922 г. РСФСР. Развитие советского суда 20-е – 30-е годы.

транспорт и связь 5) руковод-во вооруж.

силами 6) единый бюджет, денежная система 7) разраб-ка основ судоустройства и зак-дат-ва, прием новых республик 8) изменение конституции Верховный орган власти – Съезд Советов СССР – избирался от городских советов (1 деп. от 25 тыс. изб-лей) и губернских съездов советов (1 деп от 125 тыс. изб-лей). Собирался 1 раз в год но допускались и чрезвыч.

созывы ЦИК – высший орган власти в период между съездами.

В него входили: 1) Союзный Совет – избирался съездом от представителей респ-ик пропорционально их населению. 2) Совет национальностей – по 5 представителей от союзной и автономной респ-ик и по 1 деп-у от автоном. областей. Президиум ЦИК – высший зак-дат-ный, исполнит-ный и распоряд-ный орган власти в период между сессиями ЦИК.

Состоял из 21 члена. Функции Пр.

ЦИК: а) Формирование Совета Народных Коомиссаров (председатель + 10 наркомов) -5 наркомов были общесоюзными, другие 5 – объединенные или союзно-республиканские.

Компетенции Верховного Суда СССР: 1) Разъяснение по законам общесоюзного зак-дат-ва 2) Опротестование постановлений, решений и приг-ров верховных судов респ-ик 3) Проверка на конституционность постановлений республик 4) Рассмотрение споров между республиками 5) Рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Компетенция и задачи ОГПУ: 1) Борьба с полит-ой и эконом-кой контрреволюцией 2) Со шпионажем и бандитизмом -ОГПУ возглавлял председ., входивший в СНК с правом совещат. голоса В Конс-ции отсутствовали главы про права и обяз-сти граждан, про избират-ное право, так как это относилось к предметам ведения республик.

У каждой республики было право на гражданство, сочетавшееся с гражданством СССР В Конс-ции отсутствовало упоминания термина федерации, так как данная форма устройства рассматривалась не как конституционная, а как переходная форма к полному гос.

единству. : На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

3. Органы юстиции, суд, прокуратура в 30-80-е годы

было принято положение о прокурорском надзоре в СССР.

Отныне органы предварительного следствия , в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор. Однако более широкие меры по укреплению законности, охране прав и свобод граждан не были проведены в жизнь. И прежде всего потому, что политическая структура общества осталась прежней, демократизация общественной жизни не получила развития.

В идеологической сферы укоренилось положение о безусловном примате государства над правом. Последнее рассматривалось лишь как простой инструмент государственной власти, а » создателем» законов стал аппарат.

В обществе распространилось неуважение к закону. Даже государство, издавшее закон, само же его и нарушало.

Приведем лишь два примера. В 1950 г. был грубо нарушен фундаментальный принцип права — более строгий закон не имеет обратной силы. По «ленинградскому делу» в августе 1949 г.

были арестованы председатель Совмина РСФСР М.П.

Родионов и ряд партийных деятелей. В то время смертная казнь в СССР была отменена. Но спустя полгода после их ареста, ее вновь ввели для изменников Родины и шпионов и применили к осужденным. Через десять лет подобная практика вновь имела место с той лишь разницей, что осужденные были лишены жизни за преступления общеуголовного характера (валютные операции).
Через десять лет подобная практика вновь имела место с той лишь разницей, что осужденные были лишены жизни за преступления общеуголовного характера (валютные операции). В обществе нарастали застойные явления, которые в 70-80- х годах привели страну к кризису.

В этих условиях ведомственно «правотворчество» фактически подмяло под себя закон. Юридическая наука продемонстрировала неспособность оказать действенное сопротивление авторитарному, догматическому мышлению и практике. В мае 1956г. ликвидировано Министерство юстиции СССР.

Его функции по руководству работой судебных учреждений стали осуществлять министерства юстиции союзных республик, а часть функций перешла к образованной тогда же Юридической комиссии при СМ СССР (кодификация законодательства, систематизация законодательства, разработка нормативных актов и т.п.). Вслед за этим, в 1957-1960 гг.,

Советский суд в 1917-1940 гг.

тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Лезов, Игорь Леонидович

Анализ судебной статистики, проведенный в данном исследовании, позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев рассмотрения судами уголовных и гражданских дел данные конституционные принципы строго соблюдались, их нарушения целенаправленно пресекались вышестоящими органами. Особенно острым в современной научной литературе является вопрос о проведении в 1930-е годы в СССР массовых политических репрессий. Архивные материалы, исследованные выше, дают основания для следующего заключения: советские суды принимали участие в массовых политических репрессиях лишь в незначительной мере; в целом же карательная политика судов в данный период может быть охарактеризована как достаточно целесообразная и гуманная.

Данное диссертационное исследование является лишь шагом на необозримом пути изучения истории отечественных правоохранительных органов. Фактические данные, приводимые в работе, и сформулированные на их основе выводы призваны содействовать дальнейшему всестороннему анализу данной проблемы. Материал, собранный и обобщенный автором, может быть использован как в законотворческой деятельности при разработке новых норм в области судоустройства и судопроизводства, так и в процессе преподавания ряда научных дисциплин, таких, как «История отечественного государства и права», «Правоохранительные органы России» и др.

Исследование не носит и не может носить всеобъемлющего характера.

При подборе и подаче материала автор руководствовался вполне конкретными целями и задачами, указанными во «Введении». Автор убежден в том, что дальнейшее углубление темы данной диссертации, которое представляется, безусловно, необходимым, возможно лишь на основе широкого комплексного анализа различных аспектов рассматриваемого явления. Любые попытки изучения динамики развития советской судебной системы, как и вообще всякого государственного органа, в отрыве от целостной картины развития всего общества и государства, на основании одних лишь формально-определенных правовых норм, могут привести лишь к ошибочным гипотезам и неверным представлениям о предмете изучения.

Суд и прокуратура в советский период

(по новому стилю) был принят первый документ упоминавший новые — военно-революционные ? суды: Обращение Совета народных комиссаров (далее ? СНК) к Военно-революционному комитету «О борьбе со спекуляцией».

24 ноября 1917 г. СНК издает знаменитый Декрет о суде № 1, который упразднил все «доныне существовавшие общие судебные установления» (далее содержится перечень видов судов), «все эти установления» заменяются «судами, образуемыми на основе демократических выборов». В Декрете коротко определяются состав и основные полномочия новых судов, а также решаются вопросы следствия и защиты.

В дальнейшем предполагается издать более подробный документ. Этот же Декрет учреждает для борьбы против контрреволюционных сил «Революционные Трибуналы».

Не позднее 28 ноября 1917 г. издается Руководство для устройства Революционных Трибуналов. 19 декабря 1917 г. появляется Инструкция Народного комиссариата юстиции Революционному Трибуналу

«О Революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и порядке ведения его заседаний»

. В течение 1917?1918 гг. издается еще два декрета о судах и более семи декретов и иных документов, посвященных организации и деятельности революционных трибуналов, трибуналов печати, военных трибуналов и судов, комиссий для несовершеннолетних и т.д.

Параллельно идет работа над материальным и процессуальным, законодательством. Уже 12 декабря 1919 г. Постановлением НКЮ утверждаются первые советские «Руководящие начала по уголовному праву Р.С.Ф.С.Р.», прообраз уголовного кодекса.

С июля по ноябрь 1918 г. советский суд осуществлял правосудие на основе советских законов и социалистического правосознания, при этом отсутствовало прямое запрещение использовать старые законы, но фактически они не применялись. С ноября 1918 г. советский суд осуществлял советское правосудие только на основе советских законов, а при отсутствии или неполноте закона руководствовался социалистическим правосознанием. Использование старых законов категорически запрещалось.

10 июля 1918 г.

Судебная система России в начале ХХ века (А. Смыкалин, «Российская юстиция», N 12, декабрь 2001 г.)

30 апреля 1881 г. Александр III утвердил персональный состав комитета.

2 мая того же года была сформирована редакционная комиссия во главе с товарищем Министра юстиции Э.В. Фришем. В ее состав, в частности, вошли известные специалисты в области уголовного права, профессора Н.С.

Таганцев, И.Я. Фойницкий, Н.А.

Неклюдов, В.К. Случевский. В середине 90-х гг.

комиссия завершила разработку нового Уложения. Подготовленный ею окончательный проект состоял из 35 глав и 589 статей (для сравнения — в Уложении 1845 года содержалось 2224 статьи). Но в таком варианте новое Уголовное уложение тоже не было принято. Работа продолжалась и при новом Императоре — Николае II.

Работа продолжалась и при новом Императоре — Николае II. 19 апреля 1895 г. Николай II во изменение установленного порядка прохождения проекта, предполагавшего обсуждение подготовленного редакционной комиссией текста на заседании всего комитета, распорядился передать проект с объяснительной запиской и другими материалами Министру юстиции, которому поручил передать проект на заключение ведомствам, установив для этого 4-месячный срок. Однако установленный царем срок не был соблюден, получение замечаний от ведомств растянулось более чем на два года.

Значительно более основательной доработке проект Уложения подвергся в следующей инстанции — специально учрежденном для его предварительного рассмотрения Особом совещании при Государственном Совете, заседавшем с 7 октября 1898 г. по 26 мая 1901 г. За это время прошло 59 заседаний, в ходе которых не прекращалась острая борьба мнений и проект вновь подвергся генеральной ревизии. Еще одной инстанцией, обсуждавшей проект, было учрежденное Николаем II 6 ноября 1901 г.

Особое присутствие соединенных департаментов Государственного Совета. Редакционную комиссию представлял Н.С.

Таганцев, являвшийся в то время первоприсутствующим уголовного кассационного департамента Сената. Особое присутствие с 19 декабря 1901 г. по 17 мая 1902 г. провело 15 заседаний по обсуждению проекта с учетом пожеланий и суждений, высказанных Особым совещанием.

Уголовное уложение 1903 года 10 февраля 1903 г.

Судебная система в СССР в 20-е годы ХХ в.

31 октября 1922 г.

ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе.

Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:• народный суд в составе постоянного народного судьи.• народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;• губернский суд. являлся первой инстанцией по важным делам.

Он выступал в качестве кассационной инстанции для народных судов, осуществлял общее руководство народными судами.• Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Является высшим судебным орган Советского государства.Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную (по делам судебных работников).

Состав Верховного суда избирался ВЦИК.Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов, первой инстанцией — по делам об особо опасных преступлениях. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды были созданы во всех союзных республиках.Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы.29 октября 1924 г.

были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.Положение о судоустройстве 1922 г.

На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.Положение о судоустройстве 1922 г.

изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-118транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.Требования к судьям: обладание избирательным право ( с 18 лет, его были лишены «нетрудовые элементы»); наличие стажа общественно – политической работы в государственных, партийных, профсоюзных органах 2-3 года.

Все судьи были выборными ( народные и губернские на срок 1 год). Кандидатуры судей Верховного суда РСФСР утверждались Президиумом ВЦИК, а судей Верховного суда СССР – Президиумом союзного ЦИК.Также вводились должности народных заседателей. В большинстве судов дела рассматривались коллегиально – судья и 2 народных заседателя (представители общественности и в судебном процессе обладали всеми полномочиями судьи).

Посредством их участия обеспечивался народный характер правосудия. Надзор за судебными органами осуществлялся народным комиссариатом юстиции.

Судебная реформа 1922 г.

Развитие Советского суда в 20-30 гг.

| | | Читайте также: 31 октября 1922 года IV сессия ВЦИК IX созыва утвердила Положение о судоустройстве РСФСР[i], на основании которого судебные учреждения республики были перестроены в соответствии с новыми условиями развития общества.

«Положение о судоустройстве РСФСР» было принято 11 ноября 1922 г.

оно установило на территории РСФСР единую систему судебных учреждений.

Единая система включала в себя: 29. народный суд. В его состав входил постоянный народный судья; 30. Народный суд, состоящий из постоянного народного судьи и двух народных заседателей. Судьи и заседатели народных судов избирались из рабочих, крестьян и военнослужащих, которые должны были обладать стажем ответственной работы.
Судьи и заседатели народных судов избирались из рабочих, крестьян и военнослужащих, которые должны были обладать стажем ответственной работы. Народные суды осуществляли правосудие в пределах уездного или городского района либо участка.

В их компетенции входило рассмотрение большинства гражд.

и уголовных дел. Исключениями являлись дела, отнесённые к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось единоличное (несложных семейных и административных) и коллегиальное (всех остальных) рассмотрение дел; 31. губернский суд, являющийся административно-управленческим органом по отношению к народным судам.

Он рассматривал дела в кассационном порядке и в первой инстанции наиболее важных гражд и уголовные дела. Губернский суд состоял из пленума, уголовного отделения, уголовного кассационного отделения, гражданского отделения, гражданского кассационного отделения и дисциплинарной коллегии; 32.верховный суд РСФСР и его коллегии (избирались ВЦИК), являющийся высшим судебным органом. В структуру Верховного Суда выходили Президиум, (в его компетенцию входило осуществление административных полномочий по регулировании деятельности судов), Пленум (осуществлял толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора и выборов дисциплинарной коллегии) и 7 коллегий: 2 судебные по угол и гражд судам, 2 кассационные, военная, военно-транспортная, дисциплинарная, рассматривающая дела судебных работников.

Верховный Суд являлся надзорной инстанцией для губернских судов – кассационной инстанцией и первой инстанцией по делам об особо опасных преступлениях. Верховный Суд РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет. Контроль за его деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Суд выполнял следующие функции: а)кодификацию законодательства СССР; б) юридические консультации; в)обязательные заключения для СНК СССР. 5)Специальные суды, включающие военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы, число которых значительно сократилось (были сохранены лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий), и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Также в 1922 г. было утверждено положение «О прокурорском надзоре», согласно которому учреждалась государственная прокуратура, входящая в Наркомюста. Прокуратуру возглавлял нарком юстиции. Прокуратура выполняла следующие функции: а) осуществление надзора за законодательностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций частных лиц от имени государства; б) наблюдение за деятельностью органов следствия дознания, органов ОГПУ; в) поддержание обвинения в суде; г) наблюдение за содержанием заключённых под стражей.

В этом же году было принято положение «Об адвокатуре», задачами которой являлись оказание юридической помощи гражданам и защита в суде их интересов. Были изданы положения «О нотариате» и «Об арбитражных комиссиях».

Нотариат осуществлял регистрацию сделок с недвижимостью и иным имуществом и юридических актов. Арбитражные комиссии рассматривали имущественные споры, которые относились к государственным органам и хозяйственным организациям.

Загрузка. Судебная и правовая системы, сложившиеся в СССР в 20-е и первую половину 30-х гг.

была закреплена в Основном законе государства – Конституции СССР 1936 года[ii]. Конституция СССР 1936 года формально расширила и закрепила демократические принципы организации и деятельности советских судов: осуществление правосудия только судами; рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей; выборность судей и народных заседателей; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики; обеспечение обвиняемому права на защиту и т. д. На основе Конституции 1936 года в 1938 году был принят Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.

Этот закон окончательно закрепил судебную систему СССР. В этом законе явно проявилась тенденция к ограничению прав и полномочий кассационных судов, что имело объяснение в общей социально-политической обстановке конца 30-х гг.

Так, Закон значительно ограничил круг субъектов поднадзорного опротестования и число судебно-надзорных инстанций. Право принесения надзорных протестов предоставлялось лишь Председателю Верховного Суда СССР, Прокурору СССР, Председателям Верховных судов и прокурорам союзных республик.

Нельзя сказать, что все нормы судопроизводства, закреплённые в Конституции 1936 года и Законе о судоустройстве Союза ССР, были фикцией. Созданная система судебных органов оказалась достаточно эффективной в деле борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности. Но при этом, конечно же, нельзя забывать и о том, что именно в 30-е годы судебная система была фактически поставлена на службу власти, стала одним из важных средств подавления и уничтожения политических оппонентов, внесла свой «вклад» в становление тоталитарного общества и государства.

Дата добавления: 2015-07-20; просмотров: 591 | Читайте в этой же книге: | | | | | | | | | | | следующая страница ==> | mybiblioteka.su — 2015-2022 год.

(0.008 сек.)

Суд и прокуратура в советский период

От 28 мая 1922 г.//Судебная власть России: история, документы.

— М., 2003. С.195-197. 2. Положение о Верховном суде Союза ССР и прокуратуре Верховного суда ССР от 24 июля 1929 г.//Там же. С.268-273. 3. Положение о прокуратуре Союза ССР от 20 июня 1933 г.//Там же. С. 326-328. 4. Конституция СССР от 5 декабря 1936 г.// Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред.

Ю.П. Титова. — М., 1997. С. 352-353.

5. Положение о прокурорском надзоре в СССР от 4 мая 1955 г.// Судебная власть России: история, документы.

— М., 2003. С.558-561. 6. Конституция СССР от 7 октября 1977 г.// Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. — М., 1997. С. 401. 7. Закон Союза ССР «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г.

// Судебная власть России: история, документы. — М., 2003. С.707-709. Литература 1. Беляев, В.П. Прокурорский надзор в России: историко-правовой очерк./ В.П.

Беляев, Г.А. Борисов, В.И. Теплов. — Белгород, 2001 2. Белозеров Б.П. Особенности советского судопроизводства чрезвычайных условиях войны 1941-1945 гг.

// История государства и права. 1999. № 4. 3. Бессарабов, В.Г.

Динамика становления и развития российской прокуратуры// Право и политика.

— 2001. — №.3. 4. Грико Т.И. Советское государство и общество 50 — середины 80-х годов: Лекции. М., 1997. 5. История прокуратуры СССР. — М., 1952. 6. Мурашин, Г.А. Органы прокуратуры в механизме советского государства.- Киев, 1972.

7. Косицын А. П. Государство, рожденное Октябрем. М., 1987. 8. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды.

М., 1999 г. 9. Общая характеристика советского правосудия. (http://www.indem.ru/Proj/SudRef/prav/ObsHarSovPravosu.htm) 10.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ПОНЯТИЕ, СООТНОШЕНИЕ В. И. Рохлин Санкт-Петербург Юридический центр Пресс 2003 11.

Реформа прокуратуры в 1950-е гг. Судебная реформа в 1950-е гг.