Роль дознавателя в организации и взаимодействия с оперативными
Оглавление:
- Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений
- Виды и формы взаимодействия следователя и оперативных подразделений
- Особенности взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений
- Взаимодействие дознавателя с органом дознания при расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»
- Проблемы взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений Текст научной статьи по специальности «Право»
- Понятие, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания
- Тема: Взаимодействие следователя с оперативными аппаратами и экспертными подразделениями
Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений
Организационными формами взаимодействия следователя с оперативными работниками органа дознания, как показывают результаты обобщенной практики обычно являются: совместное планирование расследования — начального этапа или всего процесса; организация и проведение криминалистического анализа оперативной обстановки в конкретном регионе (районе) за определенный период времени; взаимная информация следователя и оперативных работников в ходе раскрытия и расследования преступлений; совместное обсуждение результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, использование полученных данных в целях выдвижения и проверки версий, решение частных задач доказывания; профильный и методический анализ состояния расследования по уголовному делу относительно имеющихся сведений о потерпевшем, преступнике, его поведении на месте преступления, после совершения преступления; изучение и оценка оперативно-розыскных мероприятий в рамках тактической операции и при производстве отдельного следственного действия (допроса, обыска, проверки показаний на месте и др.); совместные выезды следователя и оперативных работников для производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; необходимость, возможность и пределы взаимодействия со средствами массовой информации. В последнем случае должна быть соблюдена тактическая и оперативная осторожность с учетом неразглашения данных предварительного расследования, конфиденциальность сведений о личной жизни граждан, дозированность количественного и качественного характера информации Анализ уголовных дел, изученных в ходе проведенного исследования показывает, что на первоначальном этапе расследования убийств следователи всегда составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Это свидетельствует о понимании следователями как значимости именно планомерной деятельности, так и необходимости привлечения подразделений, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Для того чтобы следователь
Виды и формы взаимодействия следователя и оперативных подразделений
направление следователем обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 2) направление следователем обязательных для исполнения письменных поручений о производстве отдельных следственных действий, о производстве задержания, о приводе, о производстве иных процессуальных действий; 3) оказание оперативными сотрудниками содействия следователю в производстве указанных выше процессуальных действиях.
Непроцессуальное взаимодействие указанных должностных лиц реализуется в таких формах сотрудничества, которые чаще всего регламентируются ведомственными (подзаконными) нормативными правовыми актами или же выработаны практикой правоохранительной деятельности, но не получили нормативной регламентации.
С учетом специфики организации раскрытия и расследования уголовных дел можно назвать следующие основные формы взаимодействия следователя и оперативных сотрудников: 1) взаимный обмен имеющейся в их распоряжении информацией ориентирующего и доказательственного значения; 2) совместное выдвижение версий (следственных и оперативно-розыскных) по уголовному делу и определение основных направлений по их проверке следственным и оперативным путем; 3) совместное планирование проведения конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе оперативнотактических комбинаций; 4) консультирование следователем оперативных сотрудников по вопросам достаточности сведений, полученных оперативным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о производстве конкретных следственных действий, о применении тех или иных мер уголовно-процессуального принуждения[111]; 5) совместная работа следователя и оперативных сотрудников в составе следственной группы, созданной при необходимости выполнения по уголовному делу большого объема и сложной работы; 6) использование следователем помощи оперативных сотрудников (в том числе посредством привлечения конфидентов) для установления и улучшения качества психологических контактов с потерпевшими и их родными, если их социальная позиция не предполагает сотрудничества с органами расследования.
Основные направления участия оперативного сотрудника в раскрытии и расследовании преступлений и его роль в следственно-оперативной группе Текст научной статьи по специальности «Право»
Взаимодействие в составе следственной группы регламентировано ч. 2 ст. 163 УПК РФ, которая предусматривает возможность привлечения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы.
Известно, что оперативно-розыскные, следственные, экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими силами, средствами и методами выявления и раскрытия преступлений, поэтому важно, чтобы эти возможности использовались комплексно. Осмотр места преступления является пробным камнем для начинающего оперативного сотрудника и следователя. В то же время он является основой для дальнейшего раскрытия и расследования и часто определяет точку зрения на дело всех причастных к его расследованию лиц.
При другой оперативной и следственной работе всякую ошибку можно исправить, но после осмотра места происшествия вся обстановка меняется, следы преступления исчезают.
Между тем уже первые шаги и версии при раскрытии и расследовании дела должны предприниматься на основании результатов осмотра места происшествия. В целях наиболее эффективного взаимодействия подразделений ОВД при раскрытии и расследования преступлений создаются следственно-оперативной группы.
Руководителями следственно-оперативной группы в зависимости от подследвенности совершенного преступления выступают следователь или дознаватель, это предусматривает возможность оперативного подчинения следователю всех членов следственно-оперативной группы, что позволит сконцентрировать их усилия на выявлении и раскрытии преступления. Осмотр может производиться на любом этапе расследования уголовного дела. Выделяют следующие виды осмотра: первичный; повторный; допол-нительный5.
Осмотр места происшествия в соответствии с тактикой и методикой проведения следственно-оперативной группы состоит из нескольких этапов: подготовительный (до выезда на место происшествия), начальный, непосредственный осмотр и заключительный.
Каждой стадии свойственен свой алгоритм действия членов следственно-оперативной группы и, прежде всего, следователя и оперативного сотрудника.
Особенности взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений
В.
решить данную проблему можно начиная с того, чтобы следователи и сотрудники органа дознания понимали, что занимаются одним общих делом, служат одной цели — борьбе с преступностью [5]. Также необходимо улучшение материально-технического обеспечения указанных подразделений, так как в современное время преступность далеко зашла в сфере использования компьютерных технологий. Следует согласиться с данной точкой зрения поскольку необходимо регулярное повышение профессионального уровня следователей и оперативных сотрудников, для высокого уровня знания уголовного законодательства Российской Федерации, чтобы не допускать грубых нарушений закона при осуществлении предварительного следствия.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что хорошо налаженное, деловое взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений [3]. Конечный результат и плодотворность деятельности во взаимодействии следственных органов и органов ОРД базируется на основополагающих началах защиты прав и потенциальных интересов: общая цель работы, расследования и раскрытия преступления, а также проявляется в виде защиты прав и интересов человека, общества и государства [2]. По любому уголовному делу следователь имеет право передавать органу ОРД приказы и инструкции о проведении розыскных и следственных мероприятий, требовать оказания содействия следственному органу, при этом орган ОРД несет ответственность за выполнение этих требований.
В современной юридической науке выделяются следующие принципы взаимодействия следователя с органами ОРД: — соблюдение требований законности при взаимодействии следователя с подразделениями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий осуществляется на основании положений статьи 38 УПК РФ; — процедурная независимость следователя в принятии им решений и его организующая роль во взаимодействии с органами ОРД; — независимость следственных органов при выборе методов и средств исполнения поручений;
Организация взаимодействия следователя с работниками оперативно — розыскного и экспертно — криминалистического подразделения.
В процессе проведения расследования преступлений рассматриваемой категории организация взаимодействия составляется из ряда элементов: 1. Прежде всего, это проведение следователем анализа материалов, определение спектра задач, требующих решения путем совместной деятельности, установление определенных исполнителей. Именно основываясь на имеющихся материалах расследуемого уголовного дела, следователем определяется степень необходимости совместного расследования.
Чаще всего в совместную деятельность вовлекаются сотрудники уголовного розыска, криминалистических отделов органов внутренних дел, и пр.
2. Как можно более оперативный обмен информацией относительно состояния и результатов проведенной работы. В подобном обмене отражается двусторонний характер взаимопомощи следователя и оперативного работника.
Осуществляемое на условиях взаимности информирование является необходимым при корректировке и согласовании планов проведения следствия и оперативных мероприятий, что, несомненно, играет важную роль в планировании оперативно-тактической комбинации, успех которой полностью поставлен в зависимость от точности в соблюдении участниками намеченных сроков и очередности проведения тех или иных действий и мероприятий . Особенно важен своевременный обмен информацией для членов следственно-оперативных групп, когда такой обмен модифицируется в форму совещания, проводимого всем составом группы.
Когда речь идет об эффективности взаимообмена информацией, следует отметить существование специальных форм и технологий ее обмена, которые позволяют значительно экономить время и средства. В настоящее [167] [168] время правоохранительные органы уже используют разнообразные программные продукты, которые весьма облегчают работу следователей и дознавателей по раскрытию преступных посягательств.
Тем не менее, существующие сегодня информационные технологии не используются органами внутренних дел в полной мере, что обусловлено тем, что на настоящий момент применение таких информационных технологий в области взаимодействия сопряжено с рядом трудностей.
Взаимодействие дознавателя с органом дознания при расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»
Однако, не смотря на то, что уголовно-процессуальный закон действует уже десять лет, толкование и применение его отдельных норм до настоящего времени вызывают определенные затруднения, которые требуют серьезного осмысления и научных комментариев.
Теоретические, правовые и организационные проблемы дознания активно обсуждаются в юридической литературе на протяжении многих десятилетий. Так, например, в начале 70-х годов прошлого века актуальные проблемы дознания на примере органов милиции были поставлены и рассмотрены Ю.Н. Белозеровым, В.Е. Чугуновым, А.А.
Чувилевым3. В настоящее время научными разработками, посвященными проблемам дознания, в органах внутренних дел занимаются А.С.
Есина и Е.Н. Арестова4. Принятие УПК РФ не сняло, как ожидалось, остроты надлежащей законодательной регламентации производства дознания.
Данная форма расследования преступлений вызвала оживленную дискуссию на страницах юридической печати, поскольку многие принципиальные вопросы дознания решены законодателем недостаточно четко либо оказались вовсе не урегулированными законом.
До настоящего времени, по нашему мнению, остаются не разрешенными отдельные положения УПК РФ, касающиеся взаимодействия дознавателя с органом дознания5.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ на органы дознания возлагаются: ф дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; ф осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.
3 ст. 41 УПК РФ, согласно которой дознаватель вправе: ф самостоятельно производить следственные и иные процессуальные
Взаимодействие следователя и дознавателя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Он вправе отменить любое незаконное или необоснованное решение следователя или начальника следственного отдела, но не вправе подвергнуть следователя дисциплинарному взысканию, применить меры поощрения, не занимается распределением нагрузки между следователями. Начальник следственного отдела не вправе отменять решения следователя за исключением постановления о приостановлении уголовного дела.
Система органов, осуществляющих охрану правопорядка и обеспечение безопасности в Российской Федерации.Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 на МВД возлагаются следующие основные задачи: · разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; · организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; · руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности; · совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие[1]. Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Основными структурными звеньями этой системы являются
Проблемы взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений Текст научной статьи по специальности «Право»
Уголовное судопроизводство в системе государственного противодействия преступности находится на приоритетных позициях, так как признать лицо виновным в совершении того или иного преступления, назначить справедливое наказание возможно только при условии проведе- ния согласно закону расследования и судебного разбирательства, с четким соблюдением предусмотренной действующим законодательством процедуры.
64]. Одним из субъектов, к обязанностям которых уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отнесена задача по выявлению, раскрытию и расследованию (в том числе в форме предварительного следствия) значительного перечня преступлений, являются органы внутренних дел. В структуре этого федерального органа исполнительной власти находятся и следственные, и оперативные подразделения, специализирующиеся на таком направлении работы, как борьба практически со всеми видами преступной деятельности. Данное направление предполагает организацию взаимодействия между указанными субъектами в процессе их повседневной оперативно-служебной деятельности.
При этом особую значимость это взаимодействие приобретает в тех случаях, когда процесс раскрытия и расследования преступлений сопровождается активным противодействием заинтересованных лиц. В специальной литературе вопросы организации оперативно-разыскной деятельности, в том числе взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел, планомерно изучаются с середины 60-х гг.
ХХ в. На базе теоретических исследований общего характера, а также изучения и обобщения практики борьбы с преступностью сформулированы общие положения организационных проблем оперативно-разыскной работы [2].
Понятие, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания
144 и ст.
157 УПК РФ, в соответствии с которой орган дознания проводит неотложные следственные действия и иные процессуальные действия, а затем, если по данному делу производство предварительного следствия обязательно, обязан передать дело следователю.Не нашли что искали?Преподаватели спешат на помощьДипломные КонтрольныеКурсовые Рефераты Следователь вправе поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится особое постановление.
Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
Соответствующие подразделения (службы) обязаны выполнить поручение следователя.
Сотрудники других служб могут проявить инициативу, предложить следователю свою помощь, проверить свои учеты и сообщить результаты. Оперативные сотрудники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, не разглашая источников и способов их получения. В такой ситуации следователь и оперативный совместно проводят объективную проверку и реализацию информации.
Следователь вправе знакомить оперативного работника с материалами уголовного дела. На стадии предварительной проверки материалов о преступлении оперативные работники консультируются со следователем и совместно решают, как реализовать оперативные материалы. Самостоятельность органа дознания в выборе в рамках действующего закона средств и методов оперативно-розыскной деятельности, которые перечислены в ст.
6 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года, № 144 – ФЗ.
Взаимодействие следователя (дознавателя) и оперативных подразделений овд
Непосредственная обязанность раскрытия преступлений возложена на органы, осуществляющие ОРД и следователей. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь как процессуальное лицо Поручения следователя направляются руководителям оперативных подразделений или руководителям органов дознания, которые назначают непосредственных исполнителей этих поручений.
Взаимодействие предполагает деятельность различных звеньев правоохранительной системы, не подчиненных друг другу в организационном плане. В процессе взаимодействия его участники действуют на основании общего плана и каждый в пределах своей компетенции. Сущность взаимодействия двух самостоятельных органов заключается главным образом в соединении усилий следователя ОВД и органов полиции в период раскрытия и расследования преступлений, в согласованности их действий при строгом соблюдении принципа законности, самостоятельном выполнении каждым из них намеченных действий, при руководящей роли следователя.
Как и любое взаимодействие, совместная деятельность следователей ОВД и представителей органов полиции призваны решать определенные задачи.
Из многообразия задач, выполняемых следственными органами и органами полиции при их взаимодействии, можно выделить основные: защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступных посягательств, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. [1, с. 153] Точное и неуклонное выполнение основополагающих идей защиты прав и законных интересов лиц и организаций Конституции Российской Федерации особенно важно в сфере уголовного судопроизводства, где конституционные права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства ограничиваются в наибольшей степени. Для более эффективного и качественного расследования и раскрытия преступлений следователь и сотрудники правоохранительных органов должны выполнять согласованные, спланированные в процессе переговоров оперативно-розыскные мероприятия и иные процессуальные действия.
Тема: Взаимодействие следователя с оперативными аппаратами и экспертными подразделениями
Предмет — закономерности взаимодействия следователя в ходе осуществления служебной деятельности на различных этапах расследования преступлений. Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений. Взаимодействие — это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием понимается основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства. Взаимодействие призвано решать следующие задачи: 1.
Расследование и раскрытие преступлений; 2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба; 3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя с оперативными аппаратами и экспертными подразделениями обусловлено объективными предпосылками: — общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью.
Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а оперативно-розыскного аппарата и экспертов — главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий.
Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения
Сущность и назначение взаимодействия следственных и оперативных подразделений при расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»
Ведомственные нормативные правовые акты (приказы, инструкции, наставления) категорически запрещают следователю непосредственно применять в своей работе оперативно-розыскные силы, средства и методы.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства он вправе производить лишь следственные и розыскные действия, в то время как сотрудник оперативного подразделения вправе выполнять оперативно-розыскные мероприятия и определенный круг процессуальных действий [12, с.
14,71]. Таким образом, можно заключить, что уголовно-процессуальное законодательство и нормативные правовые акты четко разделяют обязанности следователя и сотрудника оперативного подразделения, которые в равной степени отвечают за раскрытие преступления, но к общей цели идут разными путями, используя присущие им методы обнаружения истины по делу. Полученные оперативно-розыскным путем данные играют исключительно важную роль в раскрытии преступлений, поскольку они могут указывать на лицо, совершившее преступление, выявлять другие важные обстоятельства, а также источники доказательственной информации, из которых те же сведения могут быть получены уже процессуальным путем. Необходимо заметить, что в литературе существует мнение, что без производства соответствующих процессуальных действий, осуществляемых в контакте с выполняемыми оперативно-розыскными мероприятиями, последние остаются бесполезными, ибо не являются судебными доказательствами [7, с.
138]. В статье 89 УПК РФ предусмотрено использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. А в ст. 86 УПК РФ сказано о том, что собирание доказательств осуществляется в ходе предварительного расследования и имеются правила оценки доказательств.
В ходе уголовного судопроизводства каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности.