Главная - Статьи - Практическое значение форм государственноно управления

Практическое значение форм государственноно управления


Практическое значение форм государственноно управления

Формы государственного управления 1 Понятие и


Это решения, которые ОИВ принимают в процессе повседневного руководства всеми сферами жизни страны. Обеспечивают публичные интересы. Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного субъекта, направленное на правоустановление или на правоприменение.

Признаки: Это юридический вариант управленческого решения.

Направлен на решение общего или конкретного вопроса в сфере управления, т. е. устанавливаются, изменяются, прекращаются НП (база деятельности) или АПО (на основе ПН), в рамках которого решаются дела. Издается уполномоченным ОИВ (ДЛ, иногда судьей, о/м/с) в пределах компетенции по установленным правилам управленческого процесса.

Это одностороннее юридически властное волеизъявление. Он императивен (как правило), в случае неисполнения – негативные последствия. Это разновидность юридически значимых документов.

Только не просто фиксирует обстоятельства, а содержит предписание.

Виды ПАУ: 1.

По юридическому содержанию: 1. 1. Нормативные – акты подзаконного нормотворчества, регулируют общественные отношения, создают предпосылки для возникновения АПО. В них: конкретизируются нормы актов высшей юридической силы, определяются права и обязанности субъектов АП, устанавливается статус ОИВ… 1.
В них: конкретизируются нормы актов высшей юридической силы, определяются права и обязанности субъектов АП, устанавливается статус ОИВ… 1.

2. Индивидуальные – правоисполнительные, правоприменительные, для реализации НПА, конкретное волеизъявление по отношению к конкретному лицу. Являются юридическими фактами для возникновения АПО (постановление о назначении А наказания, решение о регистрации, выдаче лицензии).

1. 3. Смешанные – и НП и инд. решения. 2. По порядку принятия: 2.

1. Коллегиальные 2. 2 Единоначальные 3. В сфере: 3. 1 Экономической 3. 2 Социально-культурной 3. 3 Административно-политической 4. По действительности: 4. 1 Правомерные 4. 2 Оспоримые (презумпция правомерности) 4.
3 Ничтожные

Формы государственного управления: понятие, общие черты, виды и классификация

Как работает сервис Содержание Особенности форм государственного управления Формы государственного управления являются внешним выражением работы органов государственного управления (ГУ) и их должностных лиц, которую они могут осуществлять в пределах их компетенции при наличии стоящих перед ними задач.

Данная деятельность вызывает определенные последствия.
В состав общих черт форм ГУ можно включить:

  • способы внешнего выражения работы органов ГУ, включая их должностных лиц;
  • зависимость от содержания работы, которую ведут органы государственного управления и их должностные лица;
  • воздействие на содержание деятельности органов ГУ;
  • реализация задач и функций, которые выполняют субъекты государственного управления в пределах их компетенции;
  • требование юридической регламентации;
  • выбор форм управления зависит от специфики стоящих целей, предопределяет самый эффективный вариант;
  • наличие определенных последствий.

Виды форм ГУ В соответствии с последствиями формы могут быть правовыми (приводят к некоторым юридическим последствиям) и неправовые (приводят к последствиям неюридического характера). В зависимости от содержания принято выделять правотворческие, правоприменительные, договорные и прочие юридически значимые формы.

В соответствии с целенаправленностью они классифицируются на внешние (реализация полномочий органов исполнительной власти, органов ГУ) и внутренние (внутриорганизационная, внутриаппаратная деятельность по организации самого управленческого субъекта, поддержание его в работоспособном состоянии). В зависимости от способа выражения можно выделить словесные (излагаются посредством языка, могут быть в письменном и устном виде) и конклюдентные (излагаются с помощью неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности.

В зависимости от способа выражения можно выделить словесные (излагаются посредством языка, могут быть в письменном и устном виде) и конклюдентные (излагаются с помощью неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание Особенности правотворчества и правоприменения Правотворчество является деятельностью в области выработки норм права органов и должностных лиц ГУ, которую они ведут в установленных формах, в пределах компетенции. Правотворчество должно соответствовать принципам: демократизм, законность, научность, своевременность, плановость и профессионализм. Этапами правотворческой деятельности являются:

  • субъект правотворческой деятельности принимает решение о необходимости разработать проект нормативно-правового акта;
  • проект проходит стадию подготовки, по необходимости предварительно обсуждается и дорабатывается;
  • проект обсуждается в правотворческом органе;
  • проект принимается или утверждается;
  • проект проходит этап публикации (доводится до адресатов).

Правоприменение является деятельностью уполномоченных субъектов управления государством в установленном процессуальном порядке в области разрешения индивидуальных конкретных дел, включая вынесение правоприменительных актов.

Этапами этой деятельности являются:

  • устанавливаются и подвергаются анализу фактические обстоятельства управленческого дела, в процессе чего формируется перечень фактов, имеющих юридическое значение, собираются и процессуально оформляются добытые факты (доказательства), исследуются и устанавливается степень их допустимости и истинности;
  • производится юридическая квалификация управленческой деятельности (осуществляется выбор правовой нормы, проверяется действие нормы, ее толкование);
  • происходит разрешение дела по существу, принимается индивидуальный акт (дело готовится к рассмотрению, непосредственно рассматривается, выносится акт применения, принятое решение доводится до адресатов);
  • осуществляется пересмотр дела (факультативный этап, в рамках которого акт правоприменения можно обжаловать заинтересованной стороной или опротестовать прокурором);
  • происходит исполнение принятого решения (воплощается решение, которое содержится в правоприменительном акте, в поведение участников управленческих отношений).

Формы государственного управления

Должностные лица органов власти, совершая какие-либо властные действия от имени органа исполнительной власти, действуют с использованием одной из предписанной им форм: издают акт, выдают документ, налагают резолюцию и т.п. Формализация (внешняя оформленность) управленческой деятельности в некоторой степени гарантирует открытость и добросовестность государственного управления, несмотря на то, что она связана с бюрократизацией и преувеличением роли «бумажки» в жизни государственного организма. Тем не менее, наличие материализованного свидетельства управленческого решения, как правило, оберегает именно права и свободы граждан и их объединений, обеспечивает возможность эффективной защиты таких прав.

В связи с последними замечаниями о необходимости формализации управленческого деятельности, следует иметь в виду, что формы государственного управления — это всегда документы (письменные действия). Деятельность органов государственного управления может проявляться как форме словесных действий (письменных и устных), так и форме конклюдентных действий (простановка дорожных знаков, запрещающих табличек и т.п.). Государственное управление осуществляется в разнообразных формах.

Все ли из них подлежат регулированию нормами административного права? Отвечая на этот вопрос, мы констатируем, что формы государственного управления бывают правовыми и неправовыми.

Такая классификация форм имеет большое теоретическое значение для понимания самой сущности исследуемого понятия. Дело в том, что государственное управление как деятельность по проведению государственной политики, осуществляемая различными методами может проявляться в самых разнообразных формах, начиная от таких важных, как издание индивидуальных правовых актов управления, и заканчивая такими обыденными, как проведение организационного совещания.

Рекомендуем прочесть:  Срок оплаты договора по 223 фз

Все эти формы в той или иной степени реализуют государственное управление, однако, далеко не все из них имеют правовое значение, а, следовательно, не все из них интересуют административное право в качестве объекта для исследования.

Формы и методы государственного управления

Все они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы соответствующих систем управления.Организационные мероприятия не нуждаются в издании специальных юридических актов, они осуществляются в порядке текущей управленческой деятельности. Однако как предпосылки, так и результаты их совершения могут фиксироваться и юридически (например, приказ министра о реализации предложений и замечаний участников отраслевого совещания, результаты проверок оформляются соответствующими приказами и т.п.).Материально-технические операции имеют исключительно вспомогательное значение. Их совершение является необходимой предпосылкой для правотворческой и правоприменительной деятельности в процессе осуществления государственного управления.К материально-техническим операциям относятся: ведение делопроизводства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обработка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др.

При осуществлении материально-технических операций все шире используются различные средства организационной техники и автоматизации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда.Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого сочетания правовых и не правовых форм деятельности.Под методами применительно к каким-либо видам деятельности понимают обычно способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Следовательно, применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.Методы государственного управления показывают, как, каким образом государство решает встающие перед ним задачи в области управления. Иначе говоря, они определяют

Формы и методы государственного управления

Государственное управление представляет собой разновидность социального управления.

Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Государственное управление — подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов. Таким образом, сущность государственного управления заключается в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект. Государственное управление — воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы.

Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества.

Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки: § выполнение общезначимых функций; § нормативно-распорядительное регулирование; § подзаконный характер деятельности; § использование властных полномочий. Государственно-административное управление представляет собой вид деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов Федерации, местном. Государственно-административное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется теми же признаками, что государственное управление в целом, а также и дополнительными: § непрерывным и оперативным характером деятельности; § осуществлением специализированных функций, требующих единообразной технологии; § установлением юридическо-функциональных режимов;

§ 2.

Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере


Особенно важна процессуальная регламентация со-вершения государственно-властных действий и предписаний, так как осуществление властных полномочий государственныхорганов требует детального обоснования и не исключает при менения механизмов принуждения. Процессуальная форма управления должна устанавливать процессуальный статус субъ ектов управления — как властвующих субъектов, так и тех, ко торые должны подчиняться приказам, постановлениям и рас-поряжениям властвующих субъектов, т. е. тех, в отношении ко торых и применяются на практике формы управленческих действий.Здесь важно именно реальное правовое установление прав, обязанностей, запретов и ограничений для субъектов; подве-домственность рассмотрения того или иного спора; стадии рас смотрения (принятие решения, обжалование, исполнение); порядок оформления административно-процессуальных до кументов; порядок разрешения споров, возникающих в процес се применения той или иной формы публичного управления.

Проблема правового установления процессуального порядка со вершения управленческих действий и принятия государствен но-властных решений является сегодня в России одной из наи более насущных.

Неурегулированность административных про цедур весьма ощутимо проявляется в практике публичной управленческой деятельности, и особенно серьезные последст вия возникают в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан. Совершенствование административных процедур и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, напри мер, — одно из основных направлений деятельности Уполномо ченного по правам человека в Российской Федерации, который имеет право направлять государственным органам, органам ме стного самоуправления и должностным лицам замечания и предложения общего характера, относящиеся к улучшению ад-министративных процедур.

| Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Формы и методы государственного управления

Ключевой фактор, на который следует обратить внимание, – административный договор всегда имеет целью лишь реализацию государственных управленческих функций; – осуществление юридически значимых действий (подзаконные действия органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые приводят к определенным юридическим последствиям).

Среди юридически значимых действий выделить: регистрацию (изобретений и открытий, транспортных средств, нормативных актов), лицензирование, аттестацию, аккредитацию и тому подобное. Кроме деления на отмеченные четыре группы, следует отметить, что как критерии классификации правовых форм государственного управления имеют место также: а) ожидаемые результаты – за этим критерием различают позитивную регуляцию (регуляция общественных отношений с целью их упорядочения) и реакцию на негативные явления в сфере государственного управления (привлечение правонарушителей к административной ответственности); б) юридическое содержание – целесообразно различать уполномочивающие, обязывающие и запрещающие правовые формы государственного управления.
Кроме деления на отмеченные четыре группы, следует отметить, что как критерии классификации правовых форм государственного управления имеют место также: а) ожидаемые результаты – за этим критерием различают позитивную регуляцию (регуляция общественных отношений с целью их упорядочения) и реакцию на негативные явления в сфере государственного управления (привлечение правонарушителей к административной ответственности); б) юридическое содержание – целесообразно различать уполномочивающие, обязывающие и запрещающие правовые формы государственного управления.

Неправовые формы государственного управления — это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые не влекут наступления юридических последствий. Хотя неправовые формы государственного управления и не связанные с изданием нормативных или индивидуальных актов, но они играют чрезвычайно важную роль в обеспечении повседневной деятельности органнов государственного управления. Речь идет о том, что именно неправовые (их еще называют организационными) формы обеспечивают четкость слаженность работы внутриуправленческих структур, которые, в свою очередь, или играют вспомогательную роль относительно правовых форм государственного управления, или имеют самостоятельное значение.

Среди неправовых форм государственного управления выделяют: – проведение организационных мероприятий (подготовка и проведение совещаний, собраний, конференций, инспекция и контроль выполнения работ, предоставления практической помощи в исполнении заданий и др.).

Вопрос 60. Понятие, значения и виды форм управленческих действий (государственного управления)

При этом использование неправовых форм управления непременно должно основываться на принципе законности. Во всех правовых формах публичного управления (административно-правовых формах) отчетливо проявляются властные полномочия государственных и муниципальных органов.

Выраженные в правовой форме действия субъектов управленческой деятельности влекут определенные юридические последствия, а в законодательных и иных нормативных актах предусматривается четкая правовая регламентация правовых форм, устанавливается юридический способ их выражения.

Эффективность использования форм управления обеспечивается установлением их процессуальной формы. Иными словами, управленческая деятельность должна быть юридически (административно-правовым образом) формализована: в ней должны содержаться основания совершения управленческих действий, необходимость их совершения, важнейшие этапы разработки проектов решений, процедуры голосования и принятия, контроля за исполнением.

В настоящее время управленческая деятельность в России имеет минимум правовой регламентации, что, естественно, влечет за собой такие негативные ее характеристики, как недемократичность, малоэффективность, произвольность и коррупция.

В данном случае речь идет о так называемом управленческом процессе, создающем процессуальные формы управленческих действий, который призван решать возникающие в системе управления юридические дела (споры, конфликты, сложные ситуации). Особенно важна процессуальная регламентация совершения государственно-властных действий и предписаний, так как осуществление властных полномочий государственных органов требует детального обоснования и не исключает применения механизмов принуждения. Процессуальная форма управления должна устанавливать процессуальный статус субъектов управления — как властвующих субъектов, так и тех, которые должны подчиняться приказам, постановлениям и распоряжениям властвующих субъектов, т.

е. тех, в отношении которых и применяются на практике формы управленческих действий. Здесь

§ 1. Формы государственного управления

д.Неправовые формы государственного управления подразделяются:– на организационно-технические действия;– материально-технические действия.К организационно-техническим действиям относят такие действия, как разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта, подбор кадров и т. д.В. А. Юсупов выделяет пять форм реализации организационно-технических действий:инструктирование нижестоящих органов управления и должностных лиц;организация распространения передовых методов и опыта управленческой работы;действия в процессе осуществления управленческих решений;организация контроля и проверки исполнения;привлечение общественных организаций, органов общественной самодеятельности и отдельных граждан к участию в осуществлении функций исполнительной власти.Материально-технические действия носят вспомогательный характер в управленческой деятельности.

На этой основе некоторые авторы не признают их вообще в качестве формы государственного управления. К такого рода действиям они относят работу с информацией, проведение исследований, разработок, подготовку к изданиям и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т.

п.Следует отметить, что наибольшее практическое значение имеют все же исследования форм государственного управления не как системы, а как вида подзаконной, исполнительно-распорядительной деятельности специально уполномоченных на то субъектов (органов государственного управления).

На этом аспекте проблемы остановимся более подробно.В предложенном нами определении государственного управления как вида деятельности заложен ее ключевой признак – исполнительно-распорядительный характер этой деятельности. Значение рассматриваемого признака заключается в том, что государственно-управленческая деятельность всегда направлена, во-первых, на исполнение законов Российской Федерации; во-вторых, их исполнение осуществляется в специфичной форме: путем

Формы государственного управления

Такие различия существуют, они достаточно заметны и существенны. Главное же состоит в том, что при непосредственном применении они не создают юридических последствий, прямо не связаны с совершением юридически значимых действий, хотя оказывают серьезное влияние на указанные последствия и действия, явля­ются нередко их условием, предпосылкой.

Например, чтобы коллегиальный исполнительный орган принял квалифицированное и обоснованное решение, необходимо тщательно и всесторонне подготовить заседание, совещание, семинар участников такого органа с целью обеспечения принятия эффективного решения (постановления либо другого правового акта). Исходя из сказанного, представляется целесообразным более широкое определение административно-правовых форм управления как совокупность действий и правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений, правил и т.п.), которые служат осуществлению, реализации целей, задач, функций и полномочий, принадлежащих в соответствии с законодательством субъектам административного права. Классификация правовых форм управленческой деятельности Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие правовые формы как: издание административно-правовых актов (правовых актов управления); заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений); совершение иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.).

Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность). С каждым годом расширяется договорная практика субъектов исполнительной власти.

Формы государственного управления: понятие и их общие признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988; Салищева Н.Г. 18 занный период были разработаны фундаментальные теоретические вопросы о понятии категории «формы государственного управления», классификации этих форм, об их взаимодействии с методами управления.

Однако кардинальные изменения, произошедшие в 90-х гг.

XX в. — начале XXI в. во всех сферах жизнедеятельности нашего общества и государства и получившие отражение в Конституции РФ, обусловили необходимость переосмысления концепции о государственном управлении, его сущности и содержании, о соотношении понятий «государственное управление» и «исполнительная власть», а также о формах и методах управления. Исследованию этих проблем много внимания уделено в научных трудах Д.Н.

Бахраха, И.Л. Бачило, Ю.М. Козлова, В.М.

Манохина, А.П. Коренева, Ю.Н. Старилова, Ю.М. Тихомирова и др.3 Вместе с тем теория форм государственного управления и по сей день недостаточно разработана и нуждается в совершенствовании.

В ней имеют место существенные концептуальные «пробелы», малоисследованные, спорные вопросы. До сих пор нет единого мнения о наименовании категории «формы государственного управления», отсутствует общепризнанное научно обоснованное определение этой категории и ее сущность раскрывается по-разному; сомнения вызывает характеристика юридической природы отдельных видов форм; научная концепция форм государственного управления не в полной мере отвечает потребностям интенсивно развивающейся практики управленческой деятельности, в Нормативные акты советского государственного управления: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 1964; Ямпольская Ц.А.

О теории административного договора // Сов. государство и право. 1966. № 10.

3 См., например: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.

Административное право Российской Федерации. М., 1996; Бахрах Д.Н. Административное право.