Главная - Статьи - Последовательность нормативно правовых актов по юридической силе

Последовательность нормативно правовых актов по юридической силе


Последовательность нормативно правовых актов по юридической силе

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА


03 февраля 2022

  • /
  • /

Юридическая сила нормативных правовых актов, казалось бы, достаточно простой теоретический вопрос, но и здесь имеются свои нюансы. Сегодня разберемся, что такое нормативно-правовой акт (сокращенно НПА), изучим иерархию НПА, раскроем содержание ключевых понятий. Иерархия нормативно-праовых актов по юридической силе ярко видна на примере Конституции и других нормативных актов.

НПА — это основной источник права в современном государстве.

Не всякий официальный документ является НПА.

Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ.

Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны.

Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом. Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА.

Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст.

3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ.

Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов.

Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать. Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований.

Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны). Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ:

«Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению»

. По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные.

Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них. Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст.

819–821 ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей. Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам.

е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);
  • в разъяснениях правоприменителя (например, п. 1.3 письма Роспотребнадзора «О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органом Роспотребнадзора» от 21.04.2009 № 01/5288-9-32).

Примеры соотношения общих и специальных норм смотрите и . *** Итак, мы рассмотрели иерархию НПА по юридической силе.

Наивысшей силой в России обладает Конституция РФ. Специальные нормы имеют приоритет по отношению к общим нормам права.

*** Еще ответы на вопросы по теории права и государства здесь: Более полную информацию по теме вы можете найти в . Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор:

Нормативный правовой акт

См. также: Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на . : подробности для бухгалтера .

. 4.66. Иногда требования законодательства, нормативно-правовых актов или иные требования оказывают влияние .

компонентов применяются специфические положения законодательства, нормативно-правовых актов или иные требования.

Например, в . . , приходуется в установленном порядке согласно нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и .

по предназначению в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти РФ и . его списания в расход определяется нормативными правовыми актами МЧС и иными служебными документами . бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и .

. для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной . уполномочен на это соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной . . ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие .

. орган, который в соответствии с нормативным правовым актом наделен правом устанавливать тариф или . организации, если согласно законодательному либо нормативному правовому акту данный орган обязан устанавливать тарифы .

на то законодательным или иным нормативным правовым актом.

Продолжение применения существующей учетной политики . . с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Выделяется . иными нормативными правовыми актами РФ — Государственные учреждения субъектов РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов . РФ Муниципальные учреждения Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и нормативные правовые акты .

Распределение нормативно-правовых актов по юридической значимости

Самой высшей инстанцией судебной власти является Конституционный Суд РФ. Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике.

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ также обязательны для исполнения, как и приказы министерств. Что касается Указов Президиума ВС СССР, то Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст.

10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности. Система Российского Законодательства: Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России.

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на: законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии), федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).

Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на: законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии), федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии). Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы): федеральные конституционные законы, федеральные законы (включая кодексы), законы субъектов РФ. Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст.

76 Конституции РФ)

Блог преподавателя Велиевой С.М.

Подзаконный акт — это нормативный правовойакт,издан- ныйнаосновеивоис- полнениезакона.Он обладает меньшей юридической силой, чем закон, и базиру- ется на нём, играя вспомогательную и детализирующую роль Указы Президента РФ Обязательныдляисполне- ния на всей территории РФ,недолжныпротиворечитьКонституцииРФифе- деральным законам, подго- тавливаются в пределах президентских полномо- чий, предусмотренных конституционными изако- нодательными нормами Постановления Правительства РФ Обязательны кисполнению на территории РФ. Могут бытьпринятылишьнаос- новании и во исполнение законовРФ,атакжеуказов Президента РФ Приказы, инструкции, по- ложения министерств, государственных комитетов и другихфедеральных органовисполни- тельной власти Принимаютсянаосновеив соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределахкомпетенции данной исполнительнойструктуры Наименование нормативного правового акта Его виды Их сущность Подзаконный акт Решения и по- становления органов представительной (законодательной) государственной власти субъектов РФ Принимаются, например, государственными собра- ниями, законодательными собраниями, областными думами и др.

Решения, распоряжения, по- становления органов исполнительной власти субъектов РФ Принимаются, например, руководителями республик всоставеРФ,губернатора- ми идр.

Нормативные правовые акты муниципальных образований Принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соот- ветствующих городов, районов, сёл, посёлков, микрорайонов и т. п. Локальные нормативные правовые акты Нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (напри- мер, правила внутреннего трудового распорядка) 2 вопрос Действие нормативно-правовых актов во времени связано

Классификация нормативно правовых актов по юридической силе

По степени влияния выделяют категории нормативно-правовых актов Классификация Одним из важных критериев при ведении дел в политической системе служит влияние и юридическая сила документов и различных законов.

Данный критерий позволяет точно определить возможность применения законодательного акта для решения вопросов в повседневной жизнедеятельности.

Исходя из данного критерия можно выделить следующую классификацию. Законы Представленная форма документов обладает наивысшим влиянием и силой, а также является главным документом, играющим ключевую роль в решении вопросов общественной жизнедеятельности.

Для принятия закона установлены специальные правила, выполнение которых необходимо для вступления закона в силу. Выделяют несколько основных законов, которые расположены в порядке убывания их значимости.

  1. Конституция выполняет роль главенствующего документа и обладает наивысшей юридической силой. Конституция является главным законом для государственной деятельности, она отражает наиболее значимые аспекты жизни общества и способы регулирования порядка.
  2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ). В представленную группу входят те документы и законодательные акты, которые предусмотрены в соответствующих статьях Конституции. Они захватывают меньшую область влияния.
  3. Федеральные законы (ФЗ). Несмотря на меньшую степень значимости и влияния данная категория составляет большую часть в системе права. Данная категория документов наиболее широко рассматривает те вопросы, которые были затронуты Конституцией и ФКЗ, и подстраивает их под общественную жизнь.
  4. Законодательные акты, действующие на территории субъекта, распространяются только на том территориальном субъекте Российской Федерации, где они издаются. В связи с этим они имеют ограниченную сферу влияния и не могут выходить в своей силе за пределы территории субъекта.

Подзаконные нормативно-правовые акты Многие вопросы в повседневной жизни общества требуют тщательного рассмотрения, поэтому создаются дополнительные меры, позволяющие урегулировать возникающие проблемы. К числу подзаконных актов относят те документы, которые издаются главами государств, должностными лицами или соответствующими организациями согласно всем требованиям.

Среди представленной категории можно выделить несколько основных видов.

  1. Указы Президента исходят непосредственно от главы правительства и обладают наивысшей степенью влияния.
  2. Постановления Правительства содержат законы, издаваемые Правительством на основе статей Конституции РФ и для осуществления её норм и прав. Они распространяются на территории страны и поддерживаются соответствующими организациями.
  3. Акты министерств и ведомств включают в себя более широкую группу различных законов, приказов, указаний и других официальных документов. Они имеют меньшее политическое влияние и юридическую силу, однако, помогают регулировать жизнь общества во всех направлениях. Они также способствуют поддержанию правопорядка и соответствуют требованиям Конституции.
  4. Акты исполнительных органов субъектов РФ. К данной категории относятся те постановления и указы, которые издаются соответствующими правительственными организациями. По степени влияния и уровню значимости территориального пункта в представленную группу могут входить самые разнообразные законы и документы. В республиках подзаконным актом будет являться указ Президента, на более мелких территориях ведущую роль будут играть постановления глав административных объектов, на мелких подразделениях ведущую роль будут играть инструкции руководства.
  5. Нормативно-правовые акты, издаваемые местными организациями, составляются главами местных административных организаций в письменном виде. Данный документ принимается населением муниципального образования, должностными лицами или организациями, он вступает в силу и имеет юридические последствия. Представленная форма подзаконных актов создана специально для лучшего регулирования деятельности общества.
  6. Локальные нормативно-правовые акты создаются для удобства регулирования деятельности мелких организаций в масштабах страны. Чтобы правильно создать систему управления, необходимо опираться на конкретные условия деятельности. К числу локальных подзаконных документов можно отнести инструкции от управляющих лиц, акты руководящего состава различных предприятий, организаций, учебных заведений.

Последовательность нормативно правовых актов по юридической силе

К таким положениям относятся:

  1. Нормы, изданные государственными органами субъектов Федерации.
  2. Международные соглашения, заключённые Россией с другими государствами.

Нормативно-правовые положения имеют не только иерархию, но и классификацию. Так, акты различают по следующим основаниям:

  1. Субъект правотворчества. Принять законодательный акт может госорган, общественная организация или народ (путём проведения референдума).
  2. Сфера распространения. По этому параметру нормы делятся на федеральные, действующие на территории субъектов РФ, органов муниципальной власти, а также локальную нормативку отдельных предприятий и учреждений.
  3. Юридическая сила. От этого признака зависит значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.
  4. Время действия. Одни положения законодательства принимаются на неопределённый длительный срок, другие же носят временный характер и чётко установленный период.

Согласно правилам нормотворчества, все правовые положения, принятые вышестоящими органами, обладают преимущественным правом или более высокой юридической силой по сравнению с нормами, изданными государственными органами, находящимися ниже.

Таким образом, последние должны принимать правовые документы только на основании и во исполнение законодательных распоряжений вышестоящих инстанций. По этому критерию правовые документы делят на законы и подзаконные нормы. А также выделяют положения, относящиеся к международному законодательству.Закон представляет собой один из видов нормативно-правового акта.

Это понятие подразумевает, что положение издаётся, согласно строгому регламенту, Государственной Думой России или референдумом, который обладает самой высокой юридической силой.

Порядок принятия новых законов называют законодательной процедурой, какие-либо отклонения от неё недопустимы. Любой новый правовой акт вступает в силу только после публикации его полного текста на официальном ресурсе.Виды законов:

  1. Конституция. Этот закон является наиглавнейшим нормативным актом государства.

Виды нормативных правовых актов. Иерархия НПА по юридической силе.

(Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка). Акты судебной власти Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным.

Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы. Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

17 Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.

Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры. Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Иерархия нормативно-правовых актов РФ по юридической силе

В нашей стране, равно как и в любом другом современном государстве, имеется чёткая иерархичность нормативных правовых актов, которая гарантирует целостность законодательной основы и увеличивает результативность взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов.

Все НПА не могут существовать хаотично.

Для исполнения норм, содержащихся в НПА, в Конституции установлена система их действия в соответствии с определённой характеристикой. В ходе правотворческой деятельности появляются всё новые и новые источники права. Они называются законами и подзаконными актами. Все принимаемые законы должны быть разработаны на основании основного закона государства – Конституции.
Все принимаемые законы должны быть разработаны на основании основного закона государства – Конституции.

Закон характеризуется тем, что обладает высшей юридической силой и занимает первой место в иерархии НПА, направляя свои нормы на урегулирование общественных отношений. Норма права отличается тем, что может применяться неоднократно, и она не персонифицирована. Юридическая сила НПА состоит в том, что он способен повлечь соответствующие правовые последствия.

В соответствии с юридической силой и положением органа-законотворца НПА занимают определённое место в иерархии. Свою юридическую силу НПА утрачивает в следующих случаях:

  • законодателем принят новый НПА, который отменяет действие предыдущего;
  • если принята прямая отмена акта;
  • срок действия акта истёк, и закон прекратил существование;
  • обстоятельства, которые регулировались нормами НПА, исчезли.

Все без исключения правовые акты, их разъяснения, реализацию и судебную практику по ним можно охарактеризовать таким термином как правовая информация. Её виды:

  1. Официальная правовая информация. Её издание занимаются уполномоченные государственные органы. Правовые акты, относящиеся к этой категории, направлены на урегулирование отношений. Нормы официальной правовой информации отличаются тем, что находятся в постоянной динамике.
  2. Информация индивидуально-правового характера, обладающая юридическим значением. Вторая разновидность правовой информации, нормы которой исходят от субъектов права, которые не обладают властными полномочиями. Все НПА индивидуально-правового характера характеризуются функцией изменения либо прекращения относительно действующих в общественной жизни правоотношений.
  3. Неофициальная правовая информация. Такой вид информации не влечёт за собой правовых последствий (например, научная статья по аспектам законодательства). Запомните, юридическая сила НПА состоит в том, чтобы порождать какие-либо правовые последствия.

Понятие юридическая сила в правом поле может трактоваться по-разному.

С одной стороны, это фактическая возможность правового акта реально действовать, порождая при этом определённые юридические последствия. С другой стороны – критерий, благодаря которому появляется возможность опознать место НПА в иерархии законов, согласно «старшинству». Юридическая сила – это сопоставительное свойство НПА, она также позволяет определить положение органа, который создаёт той или иной НПА.

Главенствующую роль в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ.

Именно она определяет базовые принципы организации управления страной, судебную систему, права и обязанности граждан, а также принципы распределения полномочий между государством и его субъектами. Между правоведами часто происходят споры о правовой природе Конституции в вопросе о том, возможно ли называть Конституцию законом?

Если проанализировать положения самой Конституции, то представляется возможным сделать вывод о том, что «Конституция» и «Закон» не являются тождественными терминами.

Основной закон нашего государства в ст.15 ч.1 разграничивает эти два понятия. Ни один из принятых законов или иных подзаконных актов не должен противоречить Конституции РФ, иначе ни один из них не будет действовать.

К первой ступени в иерархии можно отнести и ФКЗ РФ, которые регулируют вопросы, прямо предусмотрены в Конституции РФ.

Вторую ступень в иерархии НПА РФ занимают ФЗ. Именно этим нормативные акты составляют основу нашего законодательства.

Кодекс – это общий закон, который объединяет нормы права определённой отрасли, систематизируя их. В настоящий момент в российское законодательство состоит из 19 кодексов, имеющих свой установленный профиль. Подзаконные акты наиболее распространены в общей массе и направлены на исполнение законов.

Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу. Их изданием должны заниматься только уполномоченные законом специальные компетентные органы. Каждый подзаконный акт несёт функцию по развитию закона.

Между странами могут заключаться международные договоры, которые направлены на урегулирование взаимоотношений между ними. Конституция РФ гласит, что международный договор – это часть правовой системы государства.

В таких спорах, где нормы Конституции расходятся с нормами, установленными международным договором, юридическая сила признаётся за последним. Российская Федерация может заключать отдельные договоры с субъектами, входящими в её состав, если в этом имеется взаимная заинтересованность. Такие договоры называются внутригосударственными.

Источник права – официальный письменный документ, в котором выражены и закреплены нормы права. НПА – наиболее распространённая разновидность источников права.

Две основные разновидности НПА – закон и подзаконный акт. Все подзаконные акты направлены на то, чтобы дополнять или если это необходимо уточнять содержание действующих законов. НПА имеют строгую иерархию в соответствии со своей юридической силой. Конституция – основной закон РФ, определяющий главнейшие принципы, согласно которым устроены государство и право.

Конституция – основной закон РФ, определяющий главнейшие принципы, согласно которым устроены государство и право.

Иерархия законов по юридической силе

Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти.

По большому счету, их основная функциональность — «во исполнение федеральных законов». Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом.

Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты.

Это не совсем правильно. Нельзя «размывать границу» между законодательной и исполнительной властью.

Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Классификация нормативно-правовых актов по юридической силе

Системную иерархию правовых актов Российской Федерации можно представить следующим образом: законы и подзаконные акты. При этом каждому свойственно иметь свои разновидности и специфику.Предварительно нужно понимать, что эта классификация указывает на верховенство и место приказа.

Таким образом, закон – нормативный правовой акт, действующий в рамках конкретной системе права.

Его принятие осуществляется в конкретном порядке либо органом государственного правления, либо референдумом. Так, ему присуща высшая степень законоведческой силы. Кроме этого, через него должна выражаться воля народа.

Основным законом в России общепринято считать Конституцию.

В ней закрепляются права и свободы человека и гражданина.

Помимо этого, фиксируется конституционный строй.

Её содержание способствует точному определению формы правления государства и его устройства. Следующие по значимости НПА:

  • Федеральные конституционные. Они полагаются в том случае, если возникают вопросы, связанные непосредственно с Конституцией. В пример можно привести такие документы, как о судебной системе, о Правительстве.
  • Далее – федеральные, которые представляют собой действия текущего законодательства. Они могут быть посвящены различным сферам жизни общества (Гражданский кодекс, Семейный кодекс).
  • Низшую ступень занимают установления субъектов Российской Федерации. В основе их отличий находится факт распространения исключительно на определённую территорию.

Говоря о подзаконных актах, стоит понимать, что они издаются и допускаются только на основе законоположения.

Таким документам, соответственно, присуще наименьшее юридическое преимущество. Можно сказать, они функционируют вспомогательно.

Так, на высшей ступени в упомянутой категории находятся Указы Президента, выполнение которых обязательно только в пределах России. С их помощью лицо государства способно реализовывать собственные полномочия.

Тем же требованиям обязаны руководствоваться и Постановления. После них следуют ниже представленные установления:

  • Приказы и инструкции различных общефедеральных органов исполнительной власти. Их принятие осуществляется на базе законоположений в РФ, указаний Президента, а также в соответствии с постановлениями Правительства России. Таким образом, все перечисленные виды регулируют общественные отношения.
  • Следует выделить и решения, которые исходят как от законодательной, так и от исполнительной власти субъектов РФ. Только первые из них принимаются государственными собраниями, а вторые, например, губернаторами.
  • Указы муниципальных образований могут иметь преимущества на территории городов, посёлков и так далее. Допускаются описываемые распоряжения исключительно в пределах компетенции муниципальных органов.
  • И завершают структуру локальные нормативные, регулирующие внутреннюю жизнь определённых учреждений, предприятий. Следовательно, принимаются они также на уровне организации.

Особенную группу составляют международные договоры.

Именно они представляют собой соглашения, которые регулируются международным законодательством. Их заключение происходит непосредственно между странами, причём в письменном виде.Понравилась статья?Подпишись чтобы не пропустить новые публикации!

Не волнуйтесь, мы не спамим!

  • от 18.04.2020, 12:57
  • от 13.04.2020, 18:40
  • от 04.04.2020, 20:58
  • от 01.04.2020, 13:29
  • от 20.03.2020, 18:52
  • от 15.03.2020, 17:38
  • 30.05.2019, 20:35
  • 28.05.2019, 22:00
  • 25.04.2019, 12:01
  • 14.06.2019, 22:02
  • 01.06.2019, 17:53
  • 14.04.2019, 11:43

Приложение1

Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции.

Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ.

Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы РФ принимаются в виде:

  1. — федеральных законов (в том числе кодексов).
  2. — федеральных конституционных законов;
  3. — законов РФ о поправках к Конституции РФ;

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации

В том случае, если Суд признает незаконность положений нормативного правового акта, он обязан отменить его действие.

В законодательстве существует определенная классификация нормативных актов по различным критериям. К ряду таковых относятся срок и территория их действия, сфера применения и область отраслевой деятельности. Кроме этого, классификация нормативных актов по юридической силе также имеет место в практике.

По большей части, документы нормативного характера также классифицируют в зависимости от субъекта принятия. Субъектом принятия нормативного акта считается то лицо, которое издало документ.

Как отмечается в законодательстве, данное лицо обязательно должно быть наделено правотворчеством.

В законодательстве указывается то, что субъектами правотворчества являются государственные и негосударственные органы, а также должностные лица.

Они могут принимать нормативные, содержание которых относится к кругу полномочий данных категорий лиц.Кроме вышеперечисленных органов, субъектом правотворчества также является население государства, что закреплено в Конституции РФ — нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. Принятие законов народом осуществляется в порядке референдума, который должен проводиться с соблюдением всех описанных в законодательстве требований.Огромное количество нормативных актов издаются руководящими органами и советами, действующими на предприятиях, в организациях или в учреждениях разных форм собственности. Таким свойственно локальное действие — только в пределах того учреждения, в котором они были приняты.