Главная - Статьи - Порядок проведения комплексной психолого психиатрической экспертизы

Порядок проведения комплексной психолого психиатрической экспертизы


Оглавление:

Судебно-психиатрическая экспертиза: порядок проведения, этапы и сроки


Никто, включая следователя, суд и руководителя экспертного учреждения, не вправе давать эксперту указания, предрешающие содержание экспертных выводов. Эксперт формулирует их на основании проведенных им исследований и несет за данное им заключение личную ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ №73, заключение эксперта должно основываться на

«положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных»

.

В ч. 6 ст. 11 ФЗ №73 сказано, что государственные СЭУ одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы

«на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов»

. Примером косвенной регламентации экспертных методов могут служить также законодательные ограничения, налагаемые на методы исследования, применяемые при экспертизах живого лица.

Подобные нормы содержатся преимущественно в ФЗ №73, где экспертизам живых лиц посвящена специальная глава (гл. IV, ст. 26–36). Основное отличие указанных экспертиз от других состоит в том, что при их назначении и производстве возникает необходимость в дополнительных юридических гарантиях защиты прав лиц, подвергаемых экспертизе.

Названные гарантии должны соответствовать конституционным и международно-правовым принципам соблюдения прав человека.

Так, каждый испытуемый должен быть информирован в доступной для него форме о применяемых в отношении него методах экспертного исследования, включая альтернативные, о возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Соответствующие разъяснения испытуемому дают эксперты (ч. 1 ст. 35 ФЗ №73). Законодательство содержит ряд ограничений и запретов, в частности: положения о недопустимости ограничения прав, обмана, насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от испытуемого (ч.

2 ст. 31 ФЗ №73); запрет применять методы экспертного исследования, сопряженные с сильными болевыми

Особенности проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы

Подэкспертного обследует комиссия психиатров;

  • в судебном заседании – может проводиться как отдельным экспертом, так и комиссией. Важным условием является присутствие специалиста на допросе и в суде;
  • заочной – проводится в отсутствие подэкспертного лица в силу невозможности его личного обследования.

    Для проведения исследования используются показания свидетелей, характеристики, медицинские документы, личные рукописи, дневники и письма подэкспертного.

  • В то же время зависимости от особенностей и целей проведения экспертизы можно разделить и на другие группы.

    Рассмотрим каждую из них немного подробнее. Комплексная Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза представляет собой обследование подэкспертного лица, которое проводится при участии эксперта-психиатра и эксперта-психолога одновременно. Целью такого исследования является выявление психических аномалий, оказывающих существенное влияние на познавательно-ориентационную деятельность подэкспертного лица, и которые могут быть обнаружены только на базе интеграции психиатрических и психологических знаний.

    Объектом такой экспертизы являются лица, проявляющие признаки пограничных состояний: различные психопатические состояния, акцентуации характера, психопатии и легкие степени олигофрении. Основными задачами комплексной психолого-психиатрической экспертизы являются:

    1. выявление особенностей умственной деятельности, препятствующих осознанию значения противоправных действий;
    2. определение степени влияния характерологических особенностей на реализацию противоправного поведения;
    3. квалификация психического состояния подэкспериментального лица;
    4. диагностика состояния аффекта у психопатических личностей.

    Основаниями для проведения комплексной экспертизы являются:

    1. алкоголизм.
    2. проявление особой жестокости;
    3. взрывной характер поступков и проявление иных признаков психических аномалий;
    4. кажущаяся безмотивность действий;

    О необоснованности назначения и производства психолого-педагогических экспертиз в гражданском судопроизводстве по семейным спорам, связанным с воспитанием детей

    Так, судебно-психологическая экспертиза включена в Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России, и Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России.

    Судебно-психиатрические и комплексные психолого-психиатрические экспертизы производятся в судебно-психиатрических экспертных учреждениях (СПЭУ) Минздрава России в соответствии с Приказом Минздрава России от 12 января 2017 г. № 3н «Об утверждении порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы».

    № 3н

    «Об утверждении порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы»

    . Педагогической и психолого-педагогической экспертизы как вида судебной экспертизы, имеющего свои теоретические и методологические основы, не существует. Поэтому в государственных СЭУ, действующих в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ

    «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

    (далее – ФЗ о ГСЭД), педагогические и психолого-педагогические экспертизы не проводятся.

    В связи с необходимостью учета судом «нравственных и иных личных качеств родителей», «возможности создания ребенку условий для воспитания и развития» (ч.

    3 ст. 65 СК РФ) задачей экспертизы является предоставление суду информации об индивидуально-психологических особенностях родителя, характере его родительского отношения, воспитательной установке и стиле воспитания, а также их соответствия или несоответствия индивидуальным особенностям и интересам ребенка [2, 3]. Указанный круг вопросов относится к компетенции судебного эксперта психолога, а при наличии психических расстройств – совместной компетенции психиатра и психолога [2, 4]. Вопросов же, адресованных к педагогу, нет, поскольку их решение не имеет юридического значения.

    Необходимость применения знаний в области педагогики при проведении судебной экспертизы в отношении детей и родителей по спорам о воспитании детей в гражданском судопроизводстве отсутствует. Психолого-педагогической экспертизы как вида судебной экспертизы, которая

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 30 мая 2005 г.

    N 370 Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений

    N 73-ФЗ «О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации». 8. Руководитель вправе: — возвратить без исполнения постановление или определение суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении экспертизы, материалы дела, иные материалы и объекты для исследований, представленные для ее производства, если в данном отделении СПЭ отсутствуют эксперт соответствующей специальности, необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований, указав в сопроводительном письме мотивы, по которым производится возврат; — ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в отделении СПЭ государственного психиатрического учреждения, если их специальные знания необходимы для дачи заключения; — организовать производство экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении экспертизы; — выступать в качестве судебного эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией. 9. Руководитель не вправе: — истребовать без постановления или определения суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении экспертизы объекты и материалы, необходимые для производства экспертизы; — самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившим экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в отделении СПЭ данного государственного психиатрического учреждения; — давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной экспертизе.

    III. Обязанности и права эксперта 10.

    Эксперт обязан: — принять к производству порученную ему руководителем экспертизу, провести полное исследование представленных ему объектов и материалов, необходимых для производства экспертизы, включая необходимое обследование лица, направленного на экспертизу (при очной экспертизе), и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед

    Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 12 января 2017 г.

    N 3н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы»

    Во время сбора субъективного анамнеза оцениваются особенности внешнего вида, мимики, движения и речи лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также его манера держаться во время обследования. При выявлении кратковременных отключений сознания описывается их длительность, внешние проявления (побледнение кожных покровов, наличие дополнительных движений) для уточнения характера патологического состояния; в) клиническое (психопатологическое) исследование, включая анализ письменной продукции, различных видов художественной и творческой деятельности лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также сведений, полученных из дневниковых записей наблюдения за ним медицинских работников (при производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы); г) физикальное исследование, включающее соматическое и неврологическое обследование лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза. Соматическое обследование включает в том числе: оценку цвета кожных покровов, выявление следов повреждений, в том числе самопорезов (с учетом их давности), расположения и особенностей татуировок; осмотр волосистой части головы для выявления рубцов и шрамов после перенесенных травм; выявление следов инъекций различной давности; осмотр слизистой полости рта и языка (рубцы, наличие следов прикусов); исследование органов дыхания (осмотр, перкуссия, аускультация); исследование сердечно-сосудистой системы (осмотр, перкуссия, аускультация, измерение частоты пульса и артериального давления); исследование желудочно-кишечного тракта (пальпация живота, определение границ и плотности печени методом перкуссии); исследование мочеполовой системы.

    Неврологическое обследование включает: определение функций черепно-мозговых нервов; определение рефлексов и их изменений; определение экстрапирамидных нарушений; определение мозжечковой патологии и расстройств координации движений; определение чувствительности и ее нарушений;

    Виды судебных экспертиз. Часть II: комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

    К таким обстоятельствам относятся разнообразные состояния выраженного эмоционального напряжения (возбуждения). Высокая эмоциональная напряженность, состояние фрустрации изменяют не только структуру сознания (например, избирательность восприятия), но и его содержание, характер познавательных процессов.

    Подобные эмоциональные реакции проявляются в разнообразных эмоциональных расстройствах и нарушениях поведения, которые требуют психологической интерпретации.

    Эксперт фокусирует внимание на выяснении влияния таких эмоциональных реакций на подэкспертного в момент криминальной ситуации.

    Экспертный вывод может констатировать наличие выраженного эмоционального возбуждения (напряжения), которое не носило глубины и характера физиологического аффекта, однако оказало существенное влияние на сознание и поведение подэкспертного.

    Индивидуально-психологические особенности и их влияние на совершение противоправных действий.

    Экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых заключается в исследовании вопросов:

    1. какое влияние они оказали на его поведение в ситуации правонарушения.
    2. каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого с психическими аномалиями,

    Для выработки ответа требуется решить две задачи:

    • оценка влияния личностного фактора на поведение и своеобразие психической деятельности исследуемого в интересующей судебно-следственные органы ситуации.
    • диагностика черт личности и характера;

    Знание содержания и взаимоотношений главных ценностей личности обвиняемого может служить научной основой для определения следователем и судом:

    1. степени произвольности и осознанности совершенного преступления;
    2. предпосылкой установления конкретных мотивов правонарушения.

    Наибольший интерес для права представляет экспертное определение таких личностных черт, как агрессивность, внушаемость, повышенная склонность к фантазированию, а отчасти также лидерство, доминантность или пассивная подчиняемость.

    Приказ Минздрава России от 26.10.2020 N 1149н Об утверждении унифицированных форм медицинской документации и формы статистического учета и отчетности, используемых при проведении судебно-психиатрической экспертизы, порядков ведения форм медицинской документации, порядка заполнения и сроков представления формы статистической отчетности (вместе с Порядком ведения учетной формы статистического учета и отчетности N 100/у-03 Заключение врача — судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов), Порядком ведения учетной формы статистического учета и отчетности N 105/у-03 Журнал учета судебно-психиатрических экспертиз, Порядком заполнения и сроками представления формы статистической отчетности N 38 Сведения о работе отделений амбулаторной (стационарной) судебно-психиатрической экспертизы) (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2020 N 61504)

    На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы: _____________________ ___________________________________________________________________________ Об ответственности по Уголовного кодекса Российской Федерации члены комиссии, эксперты предупреждены (подпись)(подпись)(подпись)По данному делу подэкспертный ранее проходил судебно-психиатрическую экспертизу в медицинской организации _____________________________________, (указать когда и где) где вопросы о его психическом состоянии решены не были, даны противоречивые заключения, (нужное подчеркнуть) установлен диагноз ________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ и экспертное заключение: __________________________________________________ ___________________________________________________________________________ На экспертизу в _____________________________________________ подэкспертный (наименование учреждения) поступил «__» _____ 20__ г. _____________ (время) Дата обращения в суд с ходатайством о продлении срока пребывания в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (если таковое имело место) _______________________________________ Данные о соответствующем судебном решении _________________________________ ___________________________________________________________________________ (включая наименование суда и дату) Сведения о ходатайствах, заявленных экспертами, ___________________________ ___________________________________________________________________________ (какие дополнительные материалы затребованы) Результаты рассмотрения ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Исследовательская частьИз материалов уголовного (гражданского, административного) дела (N ____) в ___ томах, личного дела, медицинской документации (_______________________) (указать какой) и со слов подэкспертного известно следующее:

    Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних


    Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:»Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы родителей и несовершеннолетнего ребенка, не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, поскольку как следует из материалов дела (протокол судебного заседания Люблинского районного суда г.

    Москвы от 05 сентября 2022 года, определение от 05 сентября 2022 года — л.д.

    29 — 30, 23, протоколы судебных заседания от 17 октября 2022 года, от 28 ноября 2022 года — 67 — 71, 107 — 108) указанное ходатайство постановлено судом на обсуждение участников процесса, с учетом мнения которых разрешено принятием соответствующего определения, в котором приведены судом необходимые мотивы по существу разрешенного вопроса. Кроме того, по смыслу положений ст. 166 ГПК РФ, удовлетворении ходатайства является правом, а не обязанностью суда.» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд отказал в удовлетворении требований истца (мать) к ответчику (отец) об определении места жительства ребенка и определении порядка общения с ребенком.

    При этом суд принял во внимание заключения амбулаторной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, учитывая интересы несовершеннолетнего ребенка, его привязанность к отцу, создающему все необходимые условия для его воспитания и развития, а также то, что с матерью ребенок не общался длительный период времени.

    Также суд разъяснил, что согласно п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ проживание ребенка с одним из родителей не лишает другого родителя права и обязанности участвовать в его воспитании. Проживающий отдельно от ребенка родитель вправе общаться с ним и обязан принимать участие в его воспитании, а родитель, с которым ребенок проживает, не вправе препятствовать в этом другому родителю.

    Проживающий отдельно от ребенка родитель вправе общаться с ним и обязан принимать участие в его воспитании, а родитель, с которым ребенок проживает, не вправе препятствовать в этом другому родителю.

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:На наш взгляд, судьи, уполномоченные осуществлять ювенальное уголовное судопроизводство, даже в результате повышения своей профессиональной квалификации с учетом вышеуказанных требований не будут располагать эффективными возможностями для поиска и глубокого усвоения вышеуказанных знаний в силу имеющейся у них нагрузки, связанной с осуществлением своих непосредственных профессиональных обязанностей в отношении рассмотрения уголовных дел других категорий.

    В связи с этим важной составляющей процесса интеграции медиативных процедур в ювенальное судопроизводство должно, на наш взгляд, являться правовое обеспечение участия в нем социального работника, а также обязательности осуществления комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего — участника медиативного процесса. Необходимо отметить, что в действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УК РФ) легальное определение педагога или социального работника отсутствует. Кроме того, уголовный закон характеризуется и недостаточной правовой регламентацией процессуального статуса специалиста.

    Справедливо мнение о том, что данные обстоятельства могут свидетельствовать

    «как об отсутствии у законодателя четкого представления о том, какова роль специалиста в уголовном процессе, так и об отсутствии теоретической ясности в том, что следует относить к правам и обязанностям специалиста, а что к направлениям его деятельности»

    .

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:2) несовершеннолетний, хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения уголовно-наказуемого деяния. Факт отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в обязательном порядке должен быть подтвержден заключением психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего, проведенной в соответствии с требованиями ст.

    ст. 196, 421 УПК. При этом мнение ребенка о том, с кем из родителей он желает проживать, выявляется, как правило, органами опеки и попечительства, составляющими акты обследования жилищно-бытовых условий и соответствующие заключения. Кроме того, мнение ребенка выявлялось также педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальными педагогами школы, инспекторами по делам несовершеннолетних, в ходе проведения амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы либо диагностического обследования в центрах психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков.

    При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПК РФ следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
    При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПК РФ следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. При этом перед экспертами должен быть поставлен вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста.

    Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы

    Во время сбора субъективного анамнеза оцениваются особенности внешнего вида, мимики, движения и речи лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также его манера держаться во время обследования. При выявлении кратковременных отключений сознания описывается их длительность, внешние проявления (побледнение кожных покровов, наличие дополнительных движений) для уточнения характера патологического состояния;в) клиническое (психопатологическое) исследование, включая анализ письменной продукции, различных видов художественной и творческой деятельности лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также сведений, полученных из дневниковых записей наблюдения за ним медицинских работников (при производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы);г) физикальное исследование, включающее соматическое и неврологическое обследование лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза.Соматическое обследование включает в том числе:оценку цвета кожных покровов, выявление следов повреждений, в том числе самопорезов (с учетом их давности), расположения и особенностей татуировок;осмотр волосистой части головы для выявления рубцов и шрамов после перенесенных травм;выявление следов инъекций различной давности;осмотр слизистой полости рта и языка (рубцы, наличие следов прикусов); исследование органов дыхания (осмотр, перкуссия, аускультация); исследование сердечно-сосудистой системы (осмотр, перкуссия, аускультация, измерение частоты пульса и артериального давления);исследование желудочно-кишечного тракта (пальпация живота, определение границ и плотности печени методом перкуссии);исследование мочеполовой системы.Неврологическое обследование включает:определение функций черепно-мозговых нервов;определение рефлексов и их изменений;определение экстрапирамидных нарушений;определение мозжечковой патологии и расстройств координации движений;определение чувствительности и ее нарушений;определение расстройств

    Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы

    При этом общий срок пребывания лица в указанной медицинской организации при производстве одной судебно-психиатрической экспертизы не может превышать 90 дней 6.Производство стационарной судебно-психиатрической экспертизы может быть приостановлено на срок, необходимый для оказания лицу, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стационарных условиях.Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной судебно-психиатрической экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении.

    В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение .Один из них хранится в медицинской карте пациента, получившего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или в медицинской карте стационарного больного, второй — в архиве ГСПЭУ.Иной порядок возвращения материалов дела возможен только на основании запроса органа (лица), назначившего судебно-психиатрическую экспертизу, и соответствующего решения руководителя ГСПЭУ. Статья 19 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ

    «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

    (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.

    2291; 2007, N 31, ст. 4011) (далее — Федеральный закон). Статья 14 Федерального закона.

    Статья 21 Федерального закона. Объем функциональных методов исследования и необходимость консультации врачей-специалистов определяется диагностической потребностью. При определении уровня психического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью, в отношении которых производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также несовершеннолетних лиц.

    Апелляционное постановление № 22К-1880/2018 от 12 декабря 2022 г. по делу № 22К-1880/2018

    обратился в Нижневартовский городской суд с ходатайством о помещении обвиняемого С, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства повторной стационарной комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы на время производства экспертизы, мотивируя это тем, что в ходе предварительного следствия в отношении С назначена и проведена первичная судебно-психиатрическая экспертиза, согласно которой у С имеются признаки отставания в психическом развитии, которое не связано с психическим расстройством.Помощник прокурора поддержал ходатайство следователя о помещении обвиняемого С в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую и психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства повторной стационарной комплексная психолого-психиатрической судебной экспертизы, по доводам, изложенным следователем.Обвиняемый С, его законный представитель и защитник против удовлетворения ходатайства возражали.Суд постановил вышеуказанное постановление.В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней законный представитель С, просит постановление отменить, как незаконное и не обоснованное, в удовлетворении ходатайства следователя отказать. Мотивирует тем, что в отношении С была назначена и проведена комплексная амбулаторная психолого-психиатрическая судебная экспертиза, которая подписана членами комиссии из 2-х экспертов-медицинский психолог и врач психиатр.

    Врачом психиатром четко указано, что подэкспертный С 2001 г.р., в период инкриминируемого ему деяния мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и мог руководить ими. Между тем, в заключении экспертов имеется вывод, что у С выявлено отставание в психическом развитии, которое не связано с психическим расстройством.
    Между тем, в заключении экспертов имеется вывод, что у С выявлено отставание в психическом развитии, которое не связано с психическим расстройством. Предполагаемый психический возраст подэкспертного находится на уровне 12-14 лет, то есть уровень психологического развития С, не достиг возраста 14 лет.

    Содержание заключения полностью соотносится с требованиями ст.

    Назначение психологической экспертизы

    Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:УПК РФ не ставит обязательным условием проведение экспертизы по делам данной категории. Однако для установления аффекта необходимы данные о социальном поведении и психике субъекта.

    И если с первой задачей следователь может справиться самостоятельно, в силу имеющихся у него знаний и профессиональных навыков, то вторая задача должна возлагаться на специалистов, психиатров и психологов. Данное обстоятельство диктуется и тем, что следует установить, не имел ли место патологический аффект, который исключает уголовную ответственность. Установление признаков физиологического аффекта только на основании выводов следователя может оказаться недостаточным для суда, который в данных обстоятельствах может усмотреть умышленное посягательство на личность без смягчающих обстоятельств.

    Поэтому следует согласиться с мнением авторов, которые предлагают закрепить в ст. 196 УПК РФ необходимость проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы по делам данной категории и выработать систему четких критериев назначения судебно-психологической «экспертизы аффекта» .

    Учитывая характер последствий, наступающих от действий лица в состоянии аффекта, следователи в основном назначают психолого-психиатрическую экспертизу, хотя она не должна быть определяющим фактором при решении вопроса о наличии физиологического аффекта. Следует оценивать все доказательства в совокупности.

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Для комплексной оценки индивидуальных свойств потерпевшего необходимо изучение его личности, в том числе с помощью специалиста-психолога. Следователь не должен ограничиваться только проведением специального исследования или назначением психологической экспертизы.

    Следователь не должен ограничиваться только проведением специального исследования или назначением психологической экспертизы. Необходимо также производство других следственных действий — допросов свидетелей, изучения медицинских документов, материалов психологического обследования и наблюдения, характеристик и заключений.

    В необходимых случаях в целях выявления мнения детей, а также выяснения вопроса о том, достигли ли они того возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание их мнение относительно возвращения в государство постоянного проживания, судами назначались судебно-психологические экспертизы, а также привлекались к участию в деле специалисты-психологи. При установлении тех или иных обстоятельств, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей.