Когда подорожает топливо
Оглавление:
- Топливный союз прогнозирует подорожание бензина на 14%
- Почему подорожало топливо на АЗС и когда это прекратится
- Недоглядели. Что происходит с ценами на бензин
- Рост цен на бензин: когда россияне откажутся от автомобилей?
- Нас ждёт топливный кризис: почему цены на бензин вырастут на 14% до конца года?
- Протесты против повышения цен на бензин в 2023 году
- Бензин безмерный
- Цены на бензин двигаются к красной линии: На сколько подорожает топливо в июне
- Что подорожает, если цены на нефть взлетят еще выше
- Ожидает ли рынок автотоплива перенастройка из-за роста цен на АЗС
- Правительство провоцирует рост цен на бензин. Чего ждать дальше?
- Рост цен на бензин зафиксирован почти в 80 российских регионах
Топливный союз прогнозирует подорожание бензина на 14%
В течение 2023 года розничные цены на бензин в России могут вырасти выше инфляции, а при худшем сценарии — подскочить на 14%. Такой прогноз дается в письме Независимого топливного союза (НТС), которое организация 18 марта направила премьер-министру Михаилу Мишустину. Мер по стабилизации ситуации, что сегодня обсуждают в правительстве, недостаточно, считают в НТС. Об этом пишет газета , ознакомившаяся с текстом письма На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) оптовые цены на бензин с 1 декабря прошлого года по 17 марта текущего выросли более чем на 18,5% (цена на АИ-92 достигла 53,6 тыс.
руб. за тонну, а на АИ-95 — 55,3 тыс. руб.). В НТС отметили, что в этот период биржевая стоимость топлива обычно падала, благодаря чему независимые АЗС впрок закупались бензином в преддверии сезонного увеличения спроса в весенне-летнее время. Это обеспечивало относительно низкие темпы роста цен.
Главным драйвером увеличения биржевых, а за ними и розничных цен стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков).
«Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2023-го»
, — указано в письме. Учитывая, что с конца марта рынок входит в сезон повышенного спроса, все выше вероятность выхода за пределы инфляции по образцу 2023 года, отметили в союзе.
При худшем сценарии есть угроза роста розничных цен на бензин и дизель до 13,77% за год. Напомним, что весной 2023-го розничные цены на автомобильное топливо подскочили на 11,3%. В письме главе правительства НТС выдвинул несколько предложений, которые, по мнению авторов, помогут избежать топливного кризиса в стране — в частности, новые налоговые стимулы для нефтепереработчиков и отмена демпфера.
В организации считают, что вместо сглаживания влияния колебаний демпфер выступает дестабилизирующим фактором. Авторы письма предложили увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% — по дизелю.
При этом налоговые льготы можно будет сохранить лишь для тех компаний, которые выполняют норматив. Утром 23 марта Минэнерго в ответ на предложения НТС выступило против отмены демпфера как защитного механизма топливного рынка.
«Мы считаем, что категорически нельзя даже обсуждать отмену данного механизма, потому что это может привести к непоправимым последствиям для рынка»
, — заявил замминистра энергетики Павел Сорокин.
Напомним, механизм демпфирования был введен в 2019 году.
Он защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые могут произойти в результате колебания нефтяных котировок. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.
Независимый топливный союз — это объединение владельцев независимых автозаправочных станций. В него входят 38 компаний, у которых 310 АЗС. Счетная палата предупредила о риске резкого роста цен на бензин в России.
Авторы доклада допускают, что в стране может повториться топливный кризис по сценарию событий 2023 года, когда биржевые и розничные цены резко подскочили.
Почему подорожало топливо на АЗС и когда это прекратится
В России есть народная примета: когда нефть дешевеет, то цены на бензин растут, а когда дорожает, то они поднимаются. Фото: iStock Но если без шуток, в этом году стоимость топлива на заправках растет с пугающей быстротой.
С начала года траты на заправку бензином увеличились на 5-11 рублей за литр, а дизельным топливом — на 1,5-4 рубля за литр.Причины роста цен не только в нефти, хотя ее вклад в общее дело есть.
Для начала нужно разобраться, из чего складывается розничная цена автомобильного топлива. В стоимости литра бензина 20% занимает налог на добавленную стоимость (НДС), а еще 21% — акцизы.
Изменить их величину может правительство, и они не зависят от мировой конъюнктуры.
Акцизы увеличиваются ежегодно, с 2014 года они выросли в 2,5 раза.Коммерческие, транспортные и производственные расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и АЗС — около 17%. Это тоже величина слабо изменяемая — зарплата, техника, обслуживание, доставка товара до АЗС.Оставшиеся 42% приходятся на нефть, но в них до 30% составляют налоги — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или налог на добавленный доход (НДД), которые выплачивают компании. Эти 30% также неизменяемая величина.Только 12 из 42% приходятся на стоимость добычи нефти.
С начала года она подорожала на 37% — плюс 1,62 рубля к цене бензина.Расходы на добычу нефти в цене на АЗС занимают 12%Остальная часть подорожания пришлась на увеличение в этом году акцизов, рост налогов на нефтедобычу и снижение курса рубля к доллару.
Последнее достойно отдельного внимания.
Налоги на добычу для нефтяников рассчитываются в рублях, но относительно долларовой стоимости нефти. Поэтому цена для НПЗ на нефть в рублях выросла не только из-за укрепления мировых котировок барреля, но и в результате ослабления российской валюты.
рублей. Это приводит к падению доходности производства и розничных продаж автомобильного топлива.Для НПЗ выпадение доходов с 2019 года компенсируется работой демпфирующего механизма. Он возвращает заводам из бюджета часть потенциальной прибыли при поставках топлива на внутренний рынок, а не на экспорт (рассчитывается от экспортной цены в Европе, включая расходы на транспортировку).
Но половина расходов бюджета на демпфер компенсируется ежегодным ростом НДПИ. Кроме того, демпфер никак не затрагивает АЗС, рентабельность которых в этом году находится в отрицательной зоне или на нуле.В итоге, учитывая, что рубль с начала лета начал укрепляться, нефтяные котировки перестали бить рекорды, а спрос на бензин осенью традиционно снижается, можно предположить остановку его подорожания на АЗС уже в сентябре. Но снижения цен ждать не стоит из-за отсутствия экономической рентабельности розничной торговли топливом.
Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Сергей Тихонов
Недоглядели. Что происходит с ценами на бензин
К примеру, с начала года, по данным Минэнерго США, розничные цены на бензин в стране выросли в первом полугодии 2023 года в среднем почти на 40%.
«По сравнению с этим, рост цен на бензин на розничном рынке РФ — менее 5%»
, — говорит старший аналитик Банка Уралсиб Алексей Кокин. Также на стоимости бензина сказывается повышенный спрос, связанный с наступившим сельскохозяйственным и дачным сезоном, добавляет эксперт Института развития технологий ТЭК Дмитрий Коптев.
«Сезонный рост спроса на бензин летом может оказать давление на цены, однако при стабилизации стоимости нефти в диапазоне 70-75 долларов за баррель потенциал дальнейшего подорожания на внутреннем рынке незначителен»
, — считает Кокин. ДЕЛАЕМ ВСЕ, ЧТО МОЖЕМ Для поддержания стабильности на внутреннем рынке топлива в условиях восстановления спроса Минэнерго и Минфин в этом году дважды корректировали демпферный механизм (обратный акциз для сдерживания скачков цен). Кроме того, ФАС и Минэнерго повысили норматив продаж нефтепродуктов на бирже, в частности, бензина до 11% от месячного объема производства, дизельного топлива — до 7,5%.
Однако разница между нетбэком (доходность экспортных поставок, очищенная от пошлин и транспортных расходов) и внутренними ценами, которая в последнее время достигала 17 тысяч рублей по бензинам и 8 тысяч рублей по дизтопливу такова, что никакой демпфер не компенсирует нефтяникам потери от поставок топлива на внутренний рынок. А увеличение нормативов продаж никак не отражается на реальной картине, поскольку нефтяники и так в основном продают на бирже больше, чем это предусмотрено законом, отметил Коптев. Впрочем, если бы правительство ничего не делало для сдерживания цен и стоимость топлива определялась бы классическим рыночным способом, по принципу равной доходности поставок в любом направлении, то оптовые цены на бензин были бы намного выше.
«АИ-92 в опте стоил бы почти 51 рубль за литр, АИ-95 – 54,5 рубля за литр, а дизтопливо – 48 рублей за литр»
, подсчитал Коптев, исходя из показателей нетбэка и биржевых цен, которые публикует Санкт-Петербургская биржа.
Рост цен на бензин: когда россияне откажутся от автомобилей?
Но они делают по-другому: бензин облагается высокими налогами, которые идут в фонд национального благосостояния.
Мы, к сожалению, по такому пути пойти не можем. Мы в рынке, но вынуждены поддерживать социальную ориентированность экономики.
Естественно, мы дотируем наши цены на бензин. Хотя производителям было бы выгодно продавать топливо по тем ценам, которые существуют в этом регионе — то есть минимум евро за литр», — отметил В.
Бессель, добавив, что в нынешней финансово-экономической системе государство поддерживает доступность топлива. А теперь давайте поговорим о том, что формирует цену на бензин.
В нее входит несколько составляющих.
Это — НДС (20%), акцизы (в общей сложности — 21%), расходы на переработку и транспортировку нефти, а также прибыль АЗС (в общей сумме около 17%) и собственно сама добыча нефти (оставшиеся 42%).
Причем в стоимость последней еще и заложен так называемый Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который составляет 30% от стоимости топлива в рознице. То есть 71% от цены бензина в рознице — это различные налоги и сборы!
Более того, в России еще действует так называемый демпфирующий механизм, призванный сдержать цены на топливо. В общих чертах он работает так: если экспортная цена бензина и дизтоплива оказывается выше внутрироссийской, государство компенсирует нефтяным компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, нефтяники делятся с государством частью «сверхприбыли» от внутренних продаж топлива.
То есть в стране работает сложная схема: с одной стороны, государство получает значительные поступления в бюджет от продажи топлива, но с другой стороны — сдерживает цены на АЗС, чтобы избежать подорожания товаров (в первую очередь — продуктов), социальной напряженности и т. д. Не так давно замглавы Минэнерго Павел Сорокин , что без демпфирующего механизма розничная цена бензина была бы на 15 рублей выше и составила бы примерно 63-65 рублей.
«Бензин доступен: все АЗС работают, цены у нас одни из самых низких в Европе.
Нас ждёт топливный кризис: почему цены на бензин вырастут на 14% до конца года?
ЦБ о будущем экономики» class=»lazy» data-src=»/news/ppc05nprsbx_384x216.jpg» height=»216″ width=»384″ data-srcset=»/news/ppc05nprsbx_384x216.jpg 1x, 2x»> Ипотеку — брать, продукты — не закупать.
ЦБ о будущем экономики12 марта 2023
Паникёрам – бой. За ложь о росте цен придётся отвечать по уголовной статье09 марта 2023

Истина в еде. Правительство не успевает регулировать цены – мясные продукты подорожают на 15%16 февраля 2023 Наверх Выберу
Протесты против повышения цен на бензин в 2023 году
Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей.
Одной из самых массовых и миролюбивых является Всероссийская акция против повышения цен на бензин. По условиям акции организаторы призывают отказаться от заправки автомобилей каждую неделю в субботу и в воскресенье до достижения значимого результата.Во многих регионах проводились местные акции протеста, которые призывали снизить цены на топливо. Одну из первых акций провели в республике Дагестан, где цены начали повышаться еще в начале мая.
Суть акции заключалась в блокировании въездов на заправочные станции.
В одной из них более 20 автомобилей под видом поломки заблокировали въезд на АЗС «Роснефть». Участников оштрафовали приехавшие экипажи ГИБДД за невыставленные знаки аварийной остановки.Акцию протеста уже без автомобилей провели автоперевозчики Новосибирска.
Более 200 человек собрались на площади, где располагается научно-техническая библиотека. По заявлениям главы профсоюза они поставлены на грань выживания и поэтому требуют снижения цен.Непарламентские партии пытаются на этом также завоевать доверие электората.
Так, региональное отделение «Яблоко» организовало акцию протеста в Омске. На акции присутствовало более 300 человек. Дополнительно представители организации составили петицию на имя президента Владимира Путина с просьбой снизить стоимость топлива.Протестуют и в других регионах страны.
Массовые акции протеста можно было встретить в следующих субъектах:
- Красноярск.
- Ставрополье;
- Иркутск;
В них акции протеста прошли в спокойном русле без особых эксцессов.Ежедневно в новостном пространстве появляется множество новостей, связанные с ситуацией ценообразования топлива. Одной из самых важных, несущая положительное настроение, является
Бензин безмерный
Газета «Коммерсантъ» от 10.08.2021, стр.
7 Правительство решило не применять срочных радикальных мер по стабилизации ситуации на топливном рынке, которые позволили бы бензину устойчиво подешеветь в опте.
Речь могла идти о введении запрета на экспорт, который Минэнерго предлагало ускоренно ввести в конце июля, а также топливных соглашениях.
В итоге, несмотря на то что биржевая стоимость топлива все еще близка к историческим максимумам, власти решили не идти на резкие шаги.
Бизнес независимых АЗС в подобной ситуации обречен на убыточность.
Белый дом предпочел не вводить срочных мер по стабилизации оптовых цен на топливо. Как рассказали источники “Ъ”, такое решение было принято на совещании с нефтекомпаниями у профильного вице-премьера Александра Новака.
В конце июля Минэнерго предложило Белому дому ускорить , также правительство оставляло за собой право ввести топливные соглашения, как при вице-премьере Дмитрии Козаке в 2023 году. Однако по итогам совещания, длившегося около трех часов, было решено не предпринимать никаких резких шагов. Тем самым проблемы независимых АЗС, которые в первую очередь страдают от текущих высоких оптовых цен на топливо, остались не решены.
По словам собеседников “Ъ”, нефтекомпаниям было вновь рекомендовано увеличить продажи бензина на бирже, о чем регулярно просят независимые операторы.
Нефтекомпании действительно увеличили биржевые продажи, «Роснефть» традиционно продает на ней более 20% от производства при нормативе в 11%. Несмотря на это, стоимость топлива на бирже все еще остается рядом с историческими максимумами: АИ-92 подорожал 9 августа на 0,6%, до 57,46 тыс.
руб. за тонну; рекорд был 4 августа — 57,75 тыс.
руб. на тонну — спустя несколько дней после публичных угроз Минэнерго ввести срочный запрет экспорта. По словам одного из собеседников “Ъ”, среди аргументов в пользу отказа от резких шагов был якобы наметившийся тренд на снижение экспортного паритета в связи подешевевшей ниже $70 за баррель нефтью, а также заверения нефтяников о росте предложения на бирже.Нынешняя стоимость топлива на СПбМТСБ находится на максимальных значениях, при которых нефтекомпании все еще получают выплаты по демпферу, то есть большой мотивации снижать стоимость топлива на бирже нефтяники не испытывают.
Несмотря на то что у правительства все еще остаются рычаги для внедрения радикальных мер, собеседники “Ъ” в отрасли считают их маловероятными.
Также правительство могло бы пересмотреть параметры демпферного механизма (текущая его версия принималась при более низких ценах на нефть), что позволило бы увеличить выплаты нефтекомпаниями. Но такую меру, как заявляло Минэнерго, оно сейчас не рассматривает, к тому же она потребовала бы сложных согласований с Минфином.
При сохранении высоких цен на топливо в опте у правительства появляется угроза подорожания топлива на АЗС, притом что регуляторы следят за тем, чтобы она не поднималась выше инфляции. Пока, по данным Росстата, данное требование исполняется: с начала года подорожание составило 5,8% при инфляции почти в 6,5%. Сохранение оптовых цен на текущем уровне не позволит независимым заправкам вернуться к рентабельности.
Чистая маржа реализации АИ-92 на АЗС составила минус 2,1 руб.
и минус 90 коп. на литр для АИ-92 и АИ-95 соответственно, отмечает Анна Лишневецкая из «Петромаркета». Если оптовая цена на АИ-92 стабилизируется на текущем уровне, операторы розничного канала рискуют до конца года терпеть убытки, полагает она: чтобы выйти на нулевую чистую маржу, потребуется увеличить конечную стоимость бензина на 6%, а это значительно превышает ожидаемый рост индекса потребительских цен до конца года.В августе, по оценкам эксперта, предложение бензина должно увеличиться за счет запуска после ремонтов завода «Газпрома» в Сургуте и Куйбышевского НПЗ «Роснефти».
- подписка подписка
- подписка подписка
Самое важное в канале Коммерсантъ в
Власти пытаются удержать цены на бензин, но вводимые меры помогут только временно
«Исторически в среднем через биржу проходило 18% от произведённого объема, максимально — 25%.
Все разговоры о повышении на 1% — это просто смешно. Учитывая, что задача регулятора — сделать так, чтобы крупные игроки вели себя на рынке конкурентно, реализация в 25% по нормативу совсем не выглядит драконовской мерой», — говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По его мнению, именно это и было необходимо сделать.
А пока придется довольствоваться временным эффектом.
ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ И все же, запрет экспорта белых нефтепродуктов – мера радикальная, к которой скорее всего власти прибегать не будут. Разговоры об этом носят скорее характер морального давления на нефтяников, считают опрошенные эксперты. Как правило, правительство при дефиците моторного топлива действует по отработанной схеме — повышает экспортную пошлину, что делает экспорт этого нефтепродукта экономически бесполезным, отметил Белхароев.
При этом нефтяники легко смогут пережить временный запрет экспорта бензина или повышение пошлин, увеличив производство нафты, считает Воробьев. За первое полугодие 2023 года экспорт, по данным таможни, и так был сокращен на 25,4%, до 2,813 млн тонн. А выпуск бензина за тот же период вырос на 7,6% – до 19,9 млн тонн.
То есть экспорт за полгода составил 14,1%», — подсчитал он.
По мнению Баженова, они продолжат расти в пределах инфляции, которая по уточненным оценкам Минэкономразвития составит в 2023 году 5,7-6,2%. Учитывая, что с начала года бензин в среднем уже подорожал на 5%, то за оставшиеся месяцы цены вырастут еще на 1-1,2%. По мнению Белхароева, резкого скачка цен на топливо наша экономика не выдержит.
Цены на бензин двигаются к красной линии: На сколько подорожает топливо в июне
Соответственно, по его мнению, цены на бензин вряд ли вырастут летом более чем на 0,5–1%.
Но даже такое повышение будет только в ситуации высокого спроса и низкого уровня запасов.— Сегодня нет явных причин для дальнейших заметных скачков цен на топливо. Это социально значимый товар.
Бесконтрольный заметный рост цен на бензин в правительстве не допустят. Иначе вырастут цены на продукты, одежду, технику, практически на все важные товары и услуги, так как расходы на бензин закладываются и в их себестоимость.
Уверен, что власти сделают всё, чтобы в летний высокий сезон цены на топливо прибавляли не более 0,4–0,5% в месяц, — считает экономист, официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода.Аналитик УК «Альфа-капитал» Денис Бадьянов уверен, что сейчас нет особых причин ожидать, что бензин и дизельное топливо в этом году серьёзно подорожают. Это может произойти в условиях дефицита топлива на внутреннем рынке, из-за чего начинают рост биржевые цены.
Но в июне НПЗ традиционно наращивают производство топлива, так произойдёт и в этом году. Производство вырастет на 10–12% к уровню мая.
Кроме того, пересмотр механизма демпфера с начала мая уже затормозил процесс роста оптовых цен, что сказалось и на динамике цен в рознице, на АЗС. Поэтому если цены и вырастут, то совсем ненамного — максимум на 0,5 рубля за литр.По мнению Александра Розмана, сейчас на рынке сложились предпосылки того, что за лето цены на бензин могут вырасти ещё на три-четыре процентных пункта.
Если учесть, что с начала года они уже повысились на 3%, то это превышает красную линию инфляции в 5%.— И как ни парадоксально, но именно очевидность этого события выступает защитой от роста цен на топливо, потому что правительство уже законодательно предусмотрело механизм временного запрета экспорта бензина для того, чтобы не допустить повышенного роста его стоимости.
Вряд ли правительство использует этот механизм уже в июне. Мера всё-таки экстренная. Поэтому стоит ожидать продолжения роста цен на бензин в первый месяц лета ещё на 1–1,5 процентных пункта.
Что подорожает, если цены на нефть взлетят еще выше
Кратковременные перебои легко переживаются за счет резервов, которые, кстати, были созданы после кризиса 1973 года как раз на такой случай», — аргументировал Коптев свою точку зрения. Однако невозможно представить поведение биржевых спекулянтов и предвидеть, где и когда надуется следующий пузырь. Сейчас все ждут ужесточения политики ФРС США, которое неизбежно приведет к укреплению доллара и, как следствие, снижению стоимости таких активов, как нефть и металлы, отметил эксперт.
По мнению аналитика ФГ «ФИНАМ» Андрея Маслова, существенный рост котировок в наши дни может произойти при новой масштабной вспышке коронавируса в США, Европе, Китае или дестабилизации ситуации в Персидском заливе — образуется глобальный дефицит нефти. Однако в целом соглашение ОПЕК+ продолжает контролировать ситуацию на рынке нефти и вряд ли его участники допустят существенное удорожание. Такой сценарий усилил бы глобальную инфляцию и замедлил темпы восстановления мировой экономики, что негативным образом повлияло бы на будущие объёмы добычи нефти, подчеркнул аналитик.
ПОРОГ «ДОРОГОВИЗНЫ» По сравнению с ситуацией годичной давности сейчас нефть дорогая, а по сравнению с пиками 2008 года – дешевая.
Все относительно, поэтому сказать, что нефть стала слишком дорогой можно будет, если потребители будут вынуждены сокращать ее потребление или пытаться заместить производные нефти более дешевыми аналогами, считает Коптев.
Похожая ситуация наблюдалась в 2016 году, когда на фоне падения нефтяных цен электростанции стали массово переходить на мазут, замещая им дорогой газ, напомнил он.
Исходя из текущей ситуации можно предположить, что порог, где начинается дорогая нефть – примерно 85 долларов за баррель, говорит Маслов. При этом для президента США Джо Байдена нефть дорогая уже сейчас, отметил Переславский.
«Именно поэтому он призывал ОПЕК+ отменить ограничения на добычу и максимально насытить рынок топливом, что, разумеется, обрушило бы цены. Но проблема в том, что американские добывающие компании, которые только-только начали нормально работать, могли не перенести второго жесткого падения цен, и большая часть холдингов рисковала закрыться», — говорит аналитик. Байден, видимо, этого не учел.
Ожидает ли рынок автотоплива перенастройка из-за роста цен на АЗС
По данным Росстата себестоимость добычи нефти, то есть сырья для НПЗ, выросла в 2023 году по сравнению с прошлым годом на 63%. Но даже при этом работа НПЗ в России сейчас рентабельна и именно благодаря демпфирующему механизму, а проблема роста цен связана не с ним.У роста цен на бензин в этом году еще есть шансы вписаться в рамки годовой инфляции, которую ожидает Банк России, — 5,7-6,2%Вероятность корректировки демпфера увеличивает не рост розничных цен, который носит сравнительно скромный характер благодаря тому, что сдерживается регулятором, а убыточность торговли моторными топливами на АЗС, считает генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов. По состоянию на 20 августа чистая маржа торговли АИ-92 на АЗС составляет минус 2,5 рубля за литр, АИ-95 — минус 1,2 рубля, а дизельного топлива — минус 0,1 рубля за литр.
Причина, в высоких оптовых ценах, от которых напрямую зависят цены закупки топлива АЗС для продажи автолюбителям. Фактически, автозаправки вынуждены закупать дорогой продукт для его последующей продажи по ценам, не обеспечивающей даже нулевую прибыль, отмечает Хомутов.По его мнению, решить проблему можно двумя путями — отпустить розничные цены в свободное плавание или понизить оптовые цены. Первый путь имеет негативные социальные последствия и потому всерьез не рассматривается.
Второй путь имеет несколько вариантов реализации и один из них — корректировка демпфера.Есть мнение, что продолжение вмешательства государства в ценообразование на топливном рынке может только еще больше навредить, но с этим согласны не все. С точки зрения партнера GКEM Analytica Евгения Гавриленкова, примеров государственного вмешательства в рыночное ценообразование в последние 10-15 лет в мире было много. Например, масштабное «количественное смягчение» (скупка различных облигаций с рынка властями развитых стран) есть не что иное, как сдерживание роста доходности гособлигаций этих же стран.
Но не всегда объявленные меры оказываются достаточными. В идеале, механизм такого вмешательства
Правительство провоцирует рост цен на бензин.
Чего ждать дальше?
По обоим продуктам компания занимает более 50% биржевого рынка – получилась такая своеобразная монополизация себе в убыток, ибо при нынешнем демпфере кто меньше продаст внутри страны, тот больше всех выиграет на экспорте. В новом году ничего не изменилось – «Роснефть» поставляет по январскому нормативу на рынок 7,3 тыс. тонн бензина, а «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» вместе взятые – 7,7 тыс.
тонн. Хорошо, конечно, что у нас есть «Роснефть», но возможные убытки этой компании – это убытки и государства как главного её акционера, то есть наши с вами убытки.
Третья проблема – транспорт. Нефть нужно доставить на НПЗ, а оттуда – бензин на АЗС.
Это удовольствие профану может показаться совсем бесплатным, мол, бензин сам себя везёт, а на деле оказывается довольно дорогим. До 2019 году тарифы на перевозки росли почти на 10% в год – очень долго правительство не могло ограничить этот рост уровнем инфляции.
Слабое развитие сети автомобильных дорог в отдалённых регионах приводит к тому, что нет альтернатив услугам рыцарей рельса и шпалы, романтиков железной дороги, которые с удовольствием этим пользуются. Их «доля малая» в цене на бензин составляет почти 10%.
И Минфин опять же против того, чтобы компенсировать нефтяникам завышенные транспортные тарифы.
Да и налоговые льготы на строительство новых НПЗ там, где они действительно нужны, получить практически невозможно.
Дмитрий Гусев констатирует: «На Дальнем Востоке вообще категорически сложнейшая ситуация сложилась.
Второй год не может быть выделено Минфином финансирование для внесения субсидий для перевозки туда топлива. Почти уже 10 лет не могут согласовать инвестиционные условия для постройки ВНХК, нового нефтеперерабатывающего завода, наличие которого категорически необходимо для Дальнего Востока.
Поэтому позиция Минфина на сегодня заключается в создании кубышки, а распределение этой кубышки, к сожалению, почему-то происходит без значительного участия нефтеперерабатывающей отрасли, которая эту кубышку и формирует».
Рост цен на бензин зафиксирован почти в 80 российских регионах
12 августа 2023, 11:16 524 © FreeImages.com Content License Потребительские цены на бензин в среднем по России с 3 по 9 августа поднялись на 0,3% к предыдущему отчетному периоду, когда они повысились на 0,2%, а с начала текущего года бензин в рознице подорожал на 5,5%.
Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики.
При этом Росстат зафиксировал удорожание топлива в 79 центрах субъектов РФ, а сильнее всего цены выросли в Биробиджане — на 1,3%. В целом, указывает ведомство, к 9 августа средняя по стране потребительская цена 1 литра бензина достигла 48,68 руб.
(рост на 13 коп. относительно 2 августа).
Розничная стоимость бензина АИ-92 увеличилась за отчетный период на 10 коп. до 45,82 руб. Бензин марки АИ-95 подорожал на 11 коп. до 49,58 руб. Цена бензина марки АИ-98 подскочила на 27 коп.
до 56,99 руб. Литр дизельного топлива по данным на 9 августа в среднем стоил 50,48 руб. — по сравнению с 2 августа его цена увеличилась на 13 коп. Росстат также констатирует, что со 2 по 8 августа в стране было выпущено 764,7 тыс.
тонн автомобильного бензина (снижение на 6,3% к предыдущей неделе).
Кроме того, произведено 1 млн 553 тыс. тонн дизельного топлива (минус 3,7%).
Напомним также, что цены производителей бензина в среднем по России выросли в июне текущего года на 3,4% относительно предыдущего месяца, когда они повысились лишь на 0,9% (после снижения на 0,2% в апреле). При этом в годовом сопоставлении оптовые цены увеличились в июне на 11,5% после взлета на 35,9% в мае, а с начала года — поднялись на 27,2% (к декабрю-2020). Росстат также отмечает, что потребительские цены на бензин в среднем по России поднялись в июне на 0,6% в сравнении с предыдущим месяцем, а в годовом выражении — на 6,1%.
Добавим, еще 21 мая замглавы Минэнерго Павел Сорокин заверял, что текущий уровень производства бензина в России в полной мере удовлетворяет формирующийся спрос.
По его словам, для этого ранее правительство предприняло все необходимые меры и рекомендовало нефтяникам накопить запасы и увеличить объемы переработки. Как заявил Сорокин, министерство ожидает стабилизации оптовых цен на топливо на бирже после прохождения ажиотажного спроса. Произошедшая недавно корректировка демпферного механизма также будет способствовать этому процессу.
Таким образом, пояснил он, рост розничной цены на АЗС не превысит уровень инфляции в среднем по году.