Изменить территориальную зону и вид разрешенного использования
Оглавление:
- Территориальные зоны и виды разрешенного использования
- Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
- Порядок изменения разрешенного использования земельного участка
- Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами
- Решение № 2А-753/2019 2А-753/2019~М-396/2019 М-396/2019 от 29 марта 2019 г. по делу № 2А-753/2019
- Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
- Дополнение основного вида разрешенного использования
- Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
- Письмо Росреестра от 11.06.2020 N 13-5223-АБ/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»
Территориальные зоны и виды разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Интересная цитата из судебного решения Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Руководствуясь статьей 42 ЗК РФ и установив, что заявитель является собственником комплекса зданий, расположенных на земельном участке, который в соответствии с договором долгосрочной аренды предоставлен ему для производства товаров, продукции производственно-технического назначения и специального назначения, а также для торговой и посреднической деятельности, оказания платных услуг населению, производства ремонтных, проектных, научно-исследовательских работ, выполнения экспортно-импортных операций и иной внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством; заявитель использует земельный участок для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания, арбитражные суды правомерно признали недействительным предписание об устранении нарушений земельного законодательства РФ, поскольку заявитель не изменял целевого назначения земельного участка, так как для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент и можно использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:»Официальный сайт Росреестра www.rosreestr.ru», 2020 Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В соответствии с ч.
3 ст. 85 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. 9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
При изменении вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального образования.
Основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Чтобы это сделать необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования. Чтобы изменить условно разрешенный вид использования, необходимо получить разрешение органа местного самоуправления.
Глава местной администрации принимает решение с учетом результатов общественных обсуждений или публичных слушаний. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.
Виды разрешенного использования делятсяна основные, условно разрешенные, вспомогательные.
От принадлежности к одной из этих категорий зависит порядок изменения вида использования. Порядок изменения вида разрешенного использованияземельного участка зависит от того, утверждены ли для данного муниципального образования правила землепользования и застройки.
Обычно такие правила утверждены.
Они устанавливают границы территориальной зоны, содержат градостроительный регламент. Кроме того, из них можно узнать порядок изменения вида разрешенного использования. При изменении вида использования нужно соблюдать технические регламенты.
Чтобы узнать, как изменить вид разрешенного использования участка в данном муниципальном образовании, необходимо уточнить, есть ли правила землепользования и застройки.
Процедура изменения вида использования (в частности, порядок, сроки, перечень документов) может быть определена в региональном административном регламенте. Если правил нет, уточните порядок изменения вида разрешенного использования участка в местной администрации.
Если для земель градостроительный регламент не устанавливается, изменение вида разрешенного использования участка осуществляется иначе. Может потребоваться, например, перевести земли из одной категорию в другую. Перечень видов разрешенного использованиядля данной территориальной зоны можно узнать из градостроительного регламента.
Они устанавливаются согласно классификатору, который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г.
Изменить вид разрешенного использования не представляется возможным в следующих случаях; — по требованию арендатора — если договор аренды участка, который находится в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах; — у арендатора самостоятельно — если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования; — если градостроительным регламентом, Правилами землепользования и застройки для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, которые не позволяют осуществлять деятельность согласно этому виду разрешенного использования. Чтобы изменить основной и вспомогательный виды разрешенного использования, собственнику необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.
Основной и вспомогательный вид разрешенного использования правообладатель (кроме, например, органов государственной власти, ГУП и МУП) может самостоятельно выбрать из установленных градостроительным зонированием. Так, вам не нужно получать согласие органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки. Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному и условно разрешенному.
Установить его вместо основного нельзя. Чтобы изменить условно разрешенный вид использования, нужно получить разрешение на новый условно разрешенный вид использования земельного участка. Для этого заинтересованное лицо (например, арендатор) должно подать заявление в уполномоченный орган муниципального образования, например в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования.
В некоторых муниципальных образованиях это можно сделать через МФЦ или на портале госуслуг. Форма заявления приводится в региональном административном регламенте по предоставлению данной услуги.
Также ее можно найти на портале госуслуг или на сайте МФЦ.
Перечень документов, которые следует приложить к заявлению, также установлен регламентом.
Например, может понадобиться согласие собственника участка на изменение вида разрешенного использования. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимает глава местной администрации, как правило, по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
Разъясняет Управление Росреестра: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
В Управлении Росреестра по Псковской области рассказали о некоторых нюансах изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Земли муниципальных образований территориально поделены на зоны.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации они называются — территориальные зоны.
Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты.
Для каждой такой территориальной зоны органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Вид разрешенного использования определяет цели использования земельного участка и тех объектов недвижимости, которые на нем расположены. Итак, вид разрешенного использования земельного участка (далее — ВРИ) – это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, т.е. тот вид деятельности, для ведения которой может использоваться земельный участок.
При этом вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.
Для изменения ВРИ необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки (далее – ППЗ) для конкретного муниципального образования, а также классификатором (утвержден приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412). ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования, который принимаются в каждом муниципальном образовании. Правообладатель земельного участка может самостоятельно выбирать основные и вспомогательные ВРИ земельного участка без согласия органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки.
Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Для определения территориальной зоны, в границы которой входит земельный участок, можно обратиться в орган местного самоуправления за выпиской из ПЗЗ.
Данный документ будет содержать, в том числе, установленные ВРИ. Далее для изменения ВРИ собственнику земельного участка необходимо обратиться с заявлением в орган регистрации прав, указав выбранный ВРИ из установленных в ПЗЗ для территориальной зоны, в которой земельный участок находится.
Заявитель также может представить по своему желанию, например, выписку из ПЗЗ, акт соответствующего органа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. При отсутствии таких документов региональное Управление Росреестра направит в орган местного самоуправления межведомственный запрос. Заявление можно подать в любом удобном офисе приема документов Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг, со списком офисов приема документов МФЦ можно ознакомиться на сайте МФЦ: .
В случае принятия решений (актов) об изменении разрешенного использования земельного участка, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять соответствующие документы в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Обращаем внимание, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Соответственно ПЗЗ на такие земельные участки не распространяются. В данном случае ВРИ можно изменить только на основании акта органа государственной власти или местного самоуправления.
Порядок изменения разрешенного использования земельного участка
Разрешенное использование — это одна из важнейших характеристик земельного участка, которая напрямую влияет на правовой режим его использования и устанавливается согласно зонированию территорий.
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН.
Это дополнительная характеристика участка. Общедоступные сведения о земельном участке, в том числе его разрешенное использование, можно увидеть на публичной кадастровой карте по адресу https://pkk.rosreestr.ru/, для чего в поисковом окне нужно указать кадастровый номер земельного участка (например 45:25:070107:1116).
При изменении вида разрешенного использования земельного участка в границах города Кургана нужно руководствоваться Правилами землепользования и застройки города Кургана, которые утверждены решением Курганской городской Думы N 203 от 12.12.2018г. Правилами землепользования и застройки города Кургана вся территория города поделена на территориальные зоны, для каждой из которой установлены градостроительные регламенты, которыми определены основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. Чтобы понять, какие виды разрешенного использования допустимы для конкретного земельного участка, нужно определить, в какую территориальную зону попадает участок.
Карта градостроительного зонирования и Градостроительные регламенты размещены на официальном сайте Администрации города Кургана https://www.kurgan-city.ru/ в разделе: Главная›Город›Развитие города›Правила землепользования и застройки города Кургана.
Градостроительные регламенты позволят увидеть правовой режим использования земельных участков в конкретной территориальной зоне, в том числе основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, допустимых в границах территориальной зоны.
Правообладатель земельного участка вправе получить информационную справку о земельном участке, в которой будет содержаться информация о территориальной зоне, в границах которой расположен участок, и видах разрешенного использования земельных участков, допустимых в границах территориальной зоны. (Запрос в ИСОГД (Правила землепользования и застройки г.
Кургана)) размещен на сайте https://www.kurgan-city.ru/ в разделе: Главная›Администрация›Департаменты› Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений› Формы заявок, обращений ДАСИЗО/ Блок
«ОТДЕЛ ПО ВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
. Услуга платная. Консультацию по получению данной услуги можно получить по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 83/1, каб.№17 или по телефону: 42-86-82, доп.
628#. Изменить разрешенное использование земельного участка на основной и вспомогательный виды собственник участка может самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Чтобы это сделать необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования (заявление можно подать в ближайшем МФЦ).
Арендатору земельного участка необходимо обратиться в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного.
размещен на сайте https://www.kurgan-city.ru/ в разделе: Главная›Администрация›Департаменты› Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений› Формы заявок, обращений ДАСИЗО/ Блок «ОТДЕЛ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА». Услуга бесплатная. Консультацию по получению данной услуги можно получить по адресу: г.
Курган, ул. Пушкина, 83/1, каб.№4 или по телефону: 42-86-81, доп.
размещен на сайте https://www.kurgan-city.ru/ в разделе: Главная›Администрация›Департаменты› Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений› Формы заявок, обращений ДАСИЗО/ Блок «ОТДЕЛ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА». Услуга бесплатная. Консультацию по получению данной услуги можно получить по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 83/1, каб.№17 или по телефону: 42-86-81, доп.
609#. Изменить вид разрешенного использования не представляется возможным в следующих случаях: — по требованию арендатора — если договор аренды участка, который находится в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах; — если градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки города Кургана для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, которые не позволяют осуществлять деятельность согласно этому виду разрешенного использования.
Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами
Если арендатор получил участок под конкретный вид использования (как правило, такие участки предоставляются без аукциона), то изменить вид разрешенного использования он не может.Таким образом, возможности арендаторов в изменении видов разрешенного использования участков очень ограничены.Выходом из ситуации может быть выкуп земельного участка из аренды.Для справки.Если арендуемый участок имеет вид разрешенного использования , то его можно выкупить из аренды после строительства дома.Как правило, в большинстве муниципальных образований, стоимость выкупа земли из аренды под ИЖС не превышает 15% кадастровой стоимости.В моем населенном пункте она составляет всего 3 процента.Хотя, надо признать, что встречаются неадекватные власти, которые устанавливают цену выкупа в размере 100% кадастровой стоимости. Но таких меньшинство.И в завершение, рассмотрим случай,Как вы помните, в Правилах землепользования и застройки перечисляются виды разрешенного использования, действующие на определенных территориальных зонах.Однако, ПЗЗ содержит не только виды разрешенного использования, но и предельные размеры земельных участков.Предельные размеры земельных участков имеют 2 параметра:
- максимальный размер участков.
- минимальный размер земельных участков,
Например, на скриншоте видно, что для территориальной зоны Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.Иными словами, для каждого вида разрешенного использования устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков.Это означает, что в данной территориальной зоне, все земельные участки с определенным видом разрешенного использования не могут по своей площади выходить за пределы минимальных и максимальных размеров.Наличие предельных размеров земельных участков накладывает одно ограничение на изменение разрешенного использования.Указанное ограничение состоит в следующем.Изменение вида разрешенного использования
Письмо Росреестра от 26.06.2020 N 13-5600-АБ/20 «О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка»
N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН), установлено, что в сведениях ЕГРН о земельном участке указываются в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания: установленного вида разрешенного использования — на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).Согласно , , Закона N 218-ФЗ, сведения о виде разрешенного использования земельных участков, могут быть внесены в ЕГРН на основании соответствующего решения (акта), принятого уполномоченным органом государственной власти (органом местного самоуправления), направленного в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ и предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
Решение № 2А-753/2019 2А-753/2019~М-396/2019 М-396/2019 от 29 марта 2019 г. по делу № 2А-753/2019
При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» заявление подается в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении.При этом, согласно части 4 статьи 26.1 названного Федерального закона при несоблюдении установленного частью 2 названной статьи срока обращения в апелляционную комиссию заявление об обжаловании решения о приостановлении не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией.Вместе с тем, в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ заявителям не разъяснен срок и порядок оспаривания решения ( указаны лишь общие нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).В представленных административным ответчиком материалов также имеется уведомление о приостановлении государственной регистрации изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, датированное ДД.ММ.ГГГГ за № /л.д.108/.Таким образом, в настоящее время срок подачи заявления в апелляционную комиссию истек.
При таких обстоятельствах административный истец лишен возможности соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем оставление заявления административного истца без рассмотрения будет препятствовать реализации его права на судебную защиту.Также суд учитывает положения пункта 12 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть настоящий административный иск по существу. Согласно
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
Определение видов разрешенного использования земельных участков напрямую зависит от следующих 2-х факторов:
- относятся ли земельные участки к тем категориям участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются или на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.
- утверждены или нет в отношении территории, в пределах которой располагаются земельные участки, , и соответственно ;
Необходимо отметить, что градостроительный регламент может быть утвержден только в отношении земель определенных категорий.
Например, это земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Не устанавливается градостроительный регламент в отношении:
- земель лесного фонда,
- земель, покрытых поверхностными водами,
- земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
- сельскохозяйственных угодий,
- земель запаса,
- земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов),
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
- предназначенные для размещения и (или) занятые линейными объектами;
- в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в , а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными ;
- предоставленные для добычи полезных ископаемых.
- в границах территорий общего пользования;
Порядок изменения вида разрешенного использования также зависит от наличия или отсутствия в отношении территории, в пределах которой располагаются земельные участки.
Дополнение основного вида разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд, удовлетворяя требование общества об отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ о привлечении к административной ответственности, пояснил, что виды (вид) разрешенного использования земельного участка, относящиеся в соответствии со статьей 8 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, влияют на определение кадастровой стоимости недвижимого имущества, сведения о которой также подлежат внесению в кадастр недвижимости собственником земельного участка на основании вышеуказанной статьи.
Таким образом, наличие у землепользователя согласно градостроительному регламенту права использования земельного участка в соответствии с любым видом разрешенного использования для конкретной территориальной зоны не отменяет, исходя из системного толкования статей 7, 42 ЗК РФ, статьи 37 ГрК РФ, статей 8, 13 Федерального закона N 218-ФЗ, обязанности землепользователя оформить в установленном законом порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку общество не произвело юридически значимого выбора дополнительных видов разрешенного использования принадлежащего ему участка, в соответствии с которыми используется участок, и в государственный реестр недвижимости не внесены дополнительные сведения об основных видах разрешенного использования участка, в соответствии с которыми общество имеет право использовать участок для размещения объектов науки, Управление пришло к выводу о наличии в действиях концерна состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Принимая во внимание, что проведенной проверкой в отношении земельного участка заявителя установлено использование им земельного участка в нарушение статьи 42 Земельного кодекса РФ не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, а именно: под размещение автостоянки и проезда, тогда как в соответствии с представленными правоустанавливающими документами видом разрешенного использования земельного участка является административно-торговое здание, арбитражный суд правомерно отказал в признании недействительным предписания о прекращении использования участка не по целевому назначению или изменить его разрешенное использование, поскольку Градостроительный кодекс РФ, допуская для землепользователя последующий выбор из разрешенных в соответствующей зоне видов использования, исключает возможность выбора (установления) вспомогательных вместо основных видов разрешенного использования земельных участков, так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними, ввиду чего для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Обратите внимание: согласно позиции Конституционного и Верховного Судов РФ до внесения в законодательство необходимых изменений собственники (правообладатели) земельных участков не обязаны вносить какие-либо сведения в ЕГРН, если они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П (приведено в п. 16 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2020 г.), Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2023 N 305-ЭС20-15622). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:При этом следует учесть, что владельцы земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), если они в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка самостоятельно выбирают вспомогательный вид его разрешенного использования.
В связи с этим соответствующие положения КоАП РФ были признаны частично не соответствующими Конституции РФ ввиду имеющейся неопределенности в вопросе о возможности привлечения такого правообладателя земельного участка к административной ответственности; Конституционный Суд признал указанное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации постольку, поскольку неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости сведения о таком использовании, создает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения этого собственника (правообладателя) к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
Земля в населенных пунктах (города, поселки, села и др.) территориально поделена на зоны. Согласно Градостроительному кодексуРоссийской Федерации (далее – ГрК РФ) они называются — территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты.
Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают правила: для чего можно использовать землю, какие объекты недвижимостиможно строить, их параметры по высоте, отступы от границ земельного участка и пр. параметры. Цели использования земельного участка и тех объектов недвижимости, которые на нем расположены, в законодательстве называются виды разрешенного использования.
тот вид деятельности, для ведения которой могут использоваться земельный участок и размещенные на нем объекты недвижимости.
ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка, от размера которой зависит, например арендная плата, земельный налог.
ВРИ делятся на основные, вспомогательные и условно разрешенные. При этом вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному.
Установить его вместо основного нельзя.
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (далее –ППЗ) для конкретного муниципального образования, а также классификатором, утвержденнымприказом Минэкономики России от 01.09.2014 № 540.
ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования, который принимаются в каждом населенном пункте. Чтобы узнать, как изменить вид разрешенного использования участка в данном муниципальном образовании, необходимо уточнить — приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом.
Так, согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ правообладатель земельного участка может самостоятельно выбирать основные и вспомогательные ВРИ земельного участка без согласия органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки.
Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Поскольку изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры государственного кадастрового учета, следовательно, собственнику земельного участка необходимо обратиться с заявлением, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №920, в орган регистрации прав для установления выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Заявитель также может представить по своему желанию, например, копию выписки из ПЗЗ, акт соответствующего органа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Данная государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.
Заявление можно подать в любой удобный офис приема документов Многофункционального центра «Мои документы» (далее – МФЦ). Со списком офисов приема документов МФЦ можно ознакомиться на сайте Росреестра по адресу: В случае принятия решений (актов) об изменении разрешенного использования земельного участка, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять соответствующие документы в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Однако есть случаи, когда нельзя изменить ВРИ: — когда договор аренды земельного участка заключили на торгах; — когда земельный участок дан в аренду для конкретного ВРИ. Если хотите изменить ВРИ на определенный вид, но для него написаны такие параметры (и это внесено в ПЗЗ или градостроительный регламент), которые не позволяют использовать его так, как вы планируете. Также следует обратить внимание, что в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на размер земельного налога.
А.Н.Демдек, специалист – эксперт Кызылского отдела Управления Росреестра по Республике Тыва
Как изменить вид разрешенного использования и целевое назначение земельного участка
Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям.
Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.Документы нужны следующие:
- план границ земельного участка с координатами характерных точек;
- сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»
- правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
- копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
- правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
- санитарно-эпидемиологическое заключение;
- кадастровый план (паспорт) земельного участка;
Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.
На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования.
После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Письмо Росреестра от 11.06.2020 N 13-5223-АБ/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.Регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, изменением видов разрешенного использования земельных участков предусматривается проектом федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2023 года).
Вместе с тем федеральным законодательством предусмотрен ряд отдельных случаев определения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются:в соответствии с Федерального закона от 29 декабря 2014 г.